Демонстрационная версия ГИА—2014 по информатике.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Определите размер следующего предложения в данной кодировке. Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать?
1) 52 байт
2) 832 бит
3) 416 байт
4) 104 бит
Ответ:
Для какого из приведенных чисел ложно высказывание:
НЕ (число > 50) ИЛИ (число четное)?
1) 123
2) 56
3) 9
4) 8
Ответ:
Между населенными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяженность которых(в километрах) приведена в таблице.
| A | B | C | D | E | |
| A | 2 | 5 | 1 | ||
| B | 2 | 1 | |||
| C | 5 | 1 | 3 | 2 | |
| D | 1 | 3 | |||
| E | 2 |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и E. Передвигаться можно только по дорогам, протяженность которых указана в таблице.
Ответ:
В некотором каталоге хранился файл Хризантема.doc, имевший полное имя D:\2013\Осень\Хризантема.doc. В этом каталоге создали подкаталог Ноябрь и файл Хризантема.doc переместили в созданный подкаталог. Укажите полное имя этого файла после перемещения.
1) D:\2013\Осень\Ноябрь\Хризантема.doc
2) D:\Ноябрь\Хризантема.doc
3) D:\2013\Осень\Хризантема.doc
4) D:\2013\Ноябрь\Хризантема.doc
Ответ:
Дан фрагмент электронной таблицы:
| A | B | C | D | |
|---|---|---|---|---|
| 1 | 3 | 4 | 2 | 5 |
| 2 | =D1-1 | =A1+B1 | =С1+D1 |
Какая из формул, приведенных ниже, может быть записана в ячейке А2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) =D1-А1
2) =В1/C1
3) =D1-C1+1
4) =B1*4
Ответ:
Исполнитель Чертежник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертежник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертежника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные — уменьшается.
Например, если Чертежник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, −3) переместит Чертежника в точку (6, −1).
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 КомандаЗ
Конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз.
Чертежнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 paз
Сместиться на (−2, −3) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (−4,0)
Конец
На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертежник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма?
1) Сместиться на (−9, −3)
2) Сместиться на (−3, 9)
3) Сместиться на (−3, −1)
4) Сместиться на (9, 3)
Ответ:
Разведчик передал в штаб радиограмму
•––•••–••––••–•––
В этой радиограмме содержится последовательность букв, в которой встречаются только буквы А, Д, Ж, Л, Т. Каждая буква закодирована с помощью азбуки Морзе. Разделителей между кодами букв нет. Запишите в ответе переданную последовательность букв. Нужный фрагмент азбуки Морзе приведен ниже:
| А | Д | Ж | Л | Т |
|---|---|---|---|---|
| •– | –•• | •–•• | – | •••– |
Ответ:
В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» — соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:
а := 6
b := 2
b := a/2*b
a := 2*a + 3*b
В ответе укажите одно целое число — значение переменной a.
Ответ:
Запишите значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы. Текст программы приведен на пяти языках программирования.
| Бейсик | Python |
|---|---|
DIM k, s AS INTEGER s = 0 FOR k = 6 TO 12 s = s + 10 NEXT k PRINT s | s = 0 for k in range(6,13): s = s + 10 print (s)
|
| Паскаль | Алгоритмический язык |
var s,k: integer; begin s := 0; for k := 6 to 12 do s := s + 10; writeln(s); end.
| алг нач цел s, k s := 0 нц для k от 6 до 12 s := s + 10 кц вывод s кон |
| С++ | |
#include <iostream> using namespace std; int main() { int s = 0; for (int k = 6; k <= 12; k++) s = s + 10; cout << s; return 0; } | |
Ответ:
В таблице Dat хранятся данные о количестве учеников в классах (Dat[1] — количество учеников в первом классе, Dat[2] — во втором и т. д.). Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведен на пяти языках программирования.
| Бейсик | Python |
|---|---|
DIM Dat(10) AS INTEGER DIM k,m AS INTEGER Dat(1) = 16: Dat(2) = 20 Dat(3) = 20: Dat(4) = 41 Dat(5) = 14: Dat(6) = 21 Dat(7) = 28: Dat(8) = 12 Dat(9) = 15: Dat(10) = 35 m = 0 FOR k = 1 TO 10 IF Dat(k) > m THEN m = Dat(k) ENDIF NEXT k PRINT m | Dat = [16, 20, 20, 41, 14, 21, 28, 12, 15, 35] m = 0 for k in range (10): if Dat[k] > m: m = Dat[k] print (m)
|
| Паскаль | Алгоритмический язык |
Var k, m: integer; Dat: array[1..10] of integer; Begin Dat[1] := 16; Dat[2] := 20; Dat[3] := 20; Dat[4] := 41; Dat[5] := 14; Dat[6] := 21; Dat[7] := 28; Dat[8] := 12; Dat[9]:=15; Dat[10]:=35; m := 0; for k := 1 to 10 do if Dat[k] > m then begin m := Dat[k]; end; writeln(m); End.
| алг нач целтаб Dat[1:10] цел k, m Dat[1] := 16 Dat[2] := 20 Dat[3] := 20 Dat[4] := 41 Dat[5] := 14 Dat[6] := 21 Dat[7] := 28 Dat[8] := 12 Dat[9] := 15 Dat[10] := 35 m := 0 нц для k от 1 до 10 если Dat[k] > m то m := Dat[k] все кц вывод m кон |
| С++ | |
#include <iostream> using namespace std; int main() { int Dat[10] = {16, 20, 20, 41, 14, 21, 28, 12, 15, 35}; int m = 0; for (int k = 0; k < 10; k++) if (Dat[k] > m) m = Dat[k]; cout << m; return 0; } | |
Ответ:
На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
Ответ:
Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования».
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию
(Категория поезда = «скорый») И (Время в пути > 36.00)?
В ответе укажите одно число — искомое количество записей.
Ответ:
Переведите число 126 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. В ответе укажите двоичное число. Основание системы счисления указывать не нужно.
Ответ:
У исполнителя Делитель две команды, которым присвоены номера:
1. раздели на 2
2. вычти 1
Первая из них уменьшает число на экране в 2 раза, вторая уменьшает его на 1. Исполнитель работает только с натуральными числами. Составьте алгоритм получения из числа 65 числа 4, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. (Например, 12112 — это алгоритм: раздели на 2, вычти 1, раздели на 2, раздели на 2, вычти 1, который преобразует число 42 в число 4). Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Ответ:
Файл размером 2000 Кбайт передается через некоторое соединение в течение 30 секунд. Определите размер файла (в Кбайт), который можно передать через это соединение за 12 секунд. В ответе укажите одно число — размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.
Ответ:
Автомат получает на вход трехзначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам:
1. Вычисляются два числа — сумма старшего и среднего разрядов, а также сумма среднего и младшего разрядов заданного числа.
2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке невозрастания (без разделителей).
Пример. Исходное число: 277. Поразрядные суммы: 9, 14. Результат: 149.
Определите, сколько из приведенных ниже чисел могут получиться в результате работы автомата:
1616 169 163 1916 1619 316 916 116
В ответе запишите только количество чисел.
Ответ:
Доступ к файлу rus.doc, находящемуся на сервере obr.org, осуществляется по протоколу https. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
А) obr.
Б) /
В) org
Г) ://
Д) doc
Е) rus.
Ж) https
Ответ:
В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашел поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:
| Код | Запрос |
|---|---|
| А | Солнце & Воздух |
| Б | Солнце | Воздух | Вода |
| В | Солнце | Воздух | Вода | Огонь |
| Г | Солнце | Воздух |
Ответ:
В электронную таблицу занесли данные о калорийности продуктов. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
В столбце A записан продукт; в столбце B — содержание в нем жиров; в столбце C — содержание белков; в столбце D — содержание углеводов и в столбце Е — калорийность этого продукта. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 продуктам.
Выполните задание
Откройте файл с данной электронной таблицей. На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько продуктов в таблице содержат меньше 50 г углеводов и меньше 50 г белков? Запишите число этих продуктов в ячейку H2 таблицы.
2. Какова средняя калорийность продуктов с содержанием жиров менее 1 г? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 15.1 или 15.2.
15.1 Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.
У Робота есть девять команд. Четыре команды — это команды-приказы:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится.
Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Еще четыре команды — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырех возможных направлений:
сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «если», имеющим следующий вид:
если условие то
последовательность команд
все
Здесь условие — одна из команд проверки условия. Последовательность команд — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
нц пока условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц
Выполните задание.
На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Левый конец горизонтальной стены соединен с нижним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В горизонтальной стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно над горизонтальной стеной у ее правого конца. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно левее и правее вертикальной стены. Проход должен остаться незакрашенным. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведенного выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки(см. рис.).
При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера прохода внутри стены.
Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.
15.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет минимальное число, оканчивающееся на 4. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, оканчивающееся на 4. Количество чисел не превышает 1000. Введенные числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число — минимальное число, оканчивающееся на 4.
Пример работы программы:
| Входные данные | Выходные данные |
| 3 24 14 34 | 14 |
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

