Вариант № 22132481

ОГЭ по информатике 27.05.2024. Основная волна.

При вы­пол­не­нии за­да­ний с крат­ким от­ве­том впи­ши­те в поле для от­ве­та цифру, ко­то­рая со­от­вет­ству­ет но­ме­ру пра­виль­но­го от­ве­та, или число, слово, по­сле­до­ва­тель­ность букв (слов) или цифр. Ответ сле­ду­ет за­пи­сы­вать без про­бе­лов и каких-либо до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов. Дроб­ную часть от­де­ляй­те от целой де­ся­тич­ной за­пя­той. Еди­ни­цы из­ме­ре­ний пи­сать не нужно.


Если ва­ри­ант задан учи­те­лем, вы мо­же­те впи­сать или за­гру­зить в си­сте­му от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний с крат­ким от­ве­том и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей ста­ти­сти­ке.




Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип 1 № 37184
i

В ко­ди­ров­ке КОИ⁠-⁠8 каж­дый сим­вол ко­ди­ру­ет­ся 8 би­та­ми. Вова на­пи­сал текст (в нем нет лиш­них про­бе­лов):

«Личи, гуава, ду­ри­ан, кум­кват, та­ма­ринд, ман­гу­стин, джа­бо­ти­ка­ба  — эк­зо­ти­че­ские фрук­ты».

Уче­ник вы­черк­нул из спис­ка на­зва­ние од­но­го из фрук­тов. За­од­но он вы­черк­нул став­шие лиш­ни­ми за­пя­тые и про­бе­лы  — два про­бе­ла не долж­ны идти под­ряд.

При этом раз­мер но­во­го пред­ло­же­ния в дан­ной ко­ди­ров­ке ока­зал­ся на 7 бай­тов мень­ше, чем раз­мер ис­ход­но­го пред­ло­же­ния. На­пи­ши­те в от­ве­те вы­черк­ну­тое на­зва­ние эк­зо­ти­че­ско­го фрук­та.


Ответ:

2
Тип 1 № 37185
i

В одной из ко­ди­ро­вок Unicode каж­дый сим­вол ко­ди­ру­ет­ся 16 би­та­ми. Вова на­пи­сал текст (в нем нет лиш­них про­бе­лов):

«Школь­ные пред­ме­ты: ОБЖ, химия, фи­зи­ка, ал­геб­ра, био­ло­гия, гео­гра­фия, ли­те­ра­ту­ра, ин­фор­ма­ти­ка».

Уче­ние уда­лил из спис­ка на­зва­ние од­но­го пред­ме­та, а также лиш­ние за­пя­тую и про­бел  — два про­бе­ла не долж­ны идти под­ряд.

При этом раз­мер но­во­го пред­ло­же­ния в дан­ной ко­ди­ров­ке ока­зал­ся на 16 байт мень­ше, чем раз­мер ис­ход­но­го пред­ло­же­ния. На­пи­ши­те в от­ве­те вы­черк­ну­тое на­зва­ние пред­ме­та.


Ответ:

3
Тип 2 № 37186
i

Маль­чи­ки иг­ра­ли в шпи­о­нов и за­ко­ди­ро­ва­ли со­об­ще­ние при­ду­ман­ным шиф­ром. Ко­до­вая таб­ли­ца при­ве­де­на ниже:

 

АБВГДЕЖ
*– + +– – +* +– *+ – +* * –

 

Рас­шиф­руй­те по­лу­чен­ное со­об­ще­ние:

* + – + + – * * – * *

За­пи­ши­те в от­ве­те рас­шиф­ро­ван­ное со­об­ще­ние.


Ответ:

4
Тип 2 № 37187
i

Вася и Петя иг­ра­ли в шпи­о­нов и ко­ди­ро­ва­ли со­об­ще­ния соб­ствен­ным шиф­ром. Фраг­мент ко­до­вой таб­ли­цы при­ве­ден ниже:

 

АЕЛПТО
+##+~#+~#~#

 

Рас­шиф­руй­те со­об­ще­ние, если из­вест­но, что буквы в нем не по­вто­ря­ют­ся:

#~#~#++~#

За­пи­ши­те в от­ве­те рас­шиф­ро­ван­ное со­об­ще­ние.


Ответ:

5
Тип 3 № 37188
i

Дано че­ты­ре числа: 54324, 4597, 46, 25. Для ка­ко­го из при­ве­ден­ных чисел ис­тин­но вы­ска­зы­ва­ние:

НЕ (Число < 100) И НЕ (Число чет­ное).


Ответ:

6
Тип 3 № 37189
i

На­пи­ши­те наи­боль­шее на­ту­раль­ное число x, для ко­то­ро­го ИС­ТИН­НО вы­ска­зы­ва­ние

(x < 5) ИЛИ НЕ (x > 3).


Ответ:

7
Тип 3 № 37190
i

Опре­де­ли­те ко­ли­че­ство на­ту­раль­ных дву­знач­ных чисел x, для ко­то­рых ЛОЖНО ло­ги­че­ское вы­ска­зы­ва­ние

НЕ (x чет­ное) И НЕ (x крат­но 13).


Ответ:

8
Тип 4 № 37191
i

Между на­се­лен­ны­ми пунк­та­ми A, B, C, D, E по­стро­е­ны до­ро­ги, про­тя­жен­ность ко­то­рых в (ки­ло­мет­рах) при­ве­де­на в таб­ли­це.

 

ABCDE
A58812
B54
C87
D845
E1275

 

Опре­де­ли­те длину крат­чай­ше­го пути между пунк­та­ми A и E (при усло­вии, что пе­ре­дви­гать­ся можно толь­ко по ука­зан­ным в таб­ли­це до­ро­гам). Каж­дый пункт по­се­тить толь­ко один раз.


Ответ:

9
Тип 5 № 37192
i

У ис­пол­ни­те­ля Вы­чис­ли­тель две ко­ман­ды, ко­то­рым при­сво­е­ны но­ме­ра:

1. вычти 3

2. умножь на 5

Пер­вая из них умень­ша­ет число на экра­не на 3, вто­рая уве­ли­чи­ва­ет его в 5 раз.

Со­ставь­те ал­го­ритм по­лу­че­ния из числа 3 числа 42, со­дер­жа­щий не более 5 ко­манд. В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко но­ме­ра ко­манд.

(На­при­мер, 21112  — это ал­го­ритм

умножь на 5

вычти 3

вычти 3

вычти 3

умножь на 5,

ко­то­рый пре­об­ра­зу­ет число 3 в число 30.)

Если таких ал­го­рит­мов более од­но­го, то за­пи­ши­те любой из них.


Ответ:

10
Тип 6 № 37193
i

Бей­сикPython

DIM k, s AS INTEGER

INPUT s

IF s MOD 7 = k THEN

    PRINT "YES"

ELSE

     PRINT "NO"

END IF

s = int(input())

k = int(input())

if s % 7 == k:

    print("YES")

else:

    print("NO")

Пас­кальАл­го­рит­ми­че­ский язык

var s, k: integer;

begin

    readln(s);

    readln(k);

    if s mod 7 = k:

        then

writeln ('YES')

        else

writeln ('NO')

end.

алг

нач

цел s, k

ввод s

ввод k

если mod(s, 7) = k

    то вывод "YES"

    иначе вывод "NO"

все

кон

С++

#include <iostream>

using namespace std;

int main() {

    int s, k;

    cin >> s;

    cin >> k;

    if (s % 7 == k)

        cout << "YES";

    else

        cout << "NO";

    return 0;

}

 

Было про­ве­де­но 9 за­пус­ков про­грам­мы, при ко­то­рых в ка­че­стве зна­че­ний пе­ре­мен­ных s и k вво­ди­лись сле­ду­ю­щие пары чисел:

(2, 2); (7, 0); (14, 10); (22, 1); (10, 3); (12, 1); (9, 2); (5,⁠1); (2,5).

Сколь­ко было за­пус­ков, при ко­то­рых про­грам­ма на­пе­ча­та­ла «YES»?


Ответ:

11
Тип 6 № 37194
i

Ниже при­ве­де­на про­грам­ма, за­пи­сан­ная на пяти язы­ках про­грам­ми­ро­ва­ния.

 

Бей­сикPython

DIM s, t, A AS INTEGER

INPUT s

INPUT t

INPUT A

IF s > 10 OR t > A THEN

    PRINT "YES"

ELSE

     PRINT "NO"

ENDIF

s = int(input())

t = int(input())

A = int(input())

if (s > 10) or (t > A):

    print("YES")

else:

    print("NO")

Пас­кальАл­го­рит­ми­че­ский язык

var s,t,A: integer;

begin

    readln(s);

    readln(t);

    readln(A);

    if (s > 10) or (t > A)

        then

writeln ('YES')

        else

writeln ('NO')

end.

алг

нач

цел s, t, A

ввод s

ввод t

ввод A

если s > 10 или t > A

    то вывод "YES"

    иначе вывод "NO"

все

кон

С++

#include <iostream>

using namespace std;

int main() {

    int s, t, A;

    cin >> s;

    cin >> t;

    cin >> A;

    if(s > 10) || (t > A)

        cout << "YES" << endl;

    else

         cout << "NO" << endl;

    return 0;

}

 

Было про­ве­де­но 9 за­пус­ков про­грам­мы, при ко­то­рых в ка­че­стве зна­че­ний пе­ре­мен­ных s и t вво­ди­лись сле­ду­ю­щие пары чисел:

(1, 2); (11, 2); (1, 12); (11, 12); (−11, −12); (−11, 12); (−12, 11); (10, 10); (10, 5).

Ука­жи­те ко­ли­че­ство целых зна­че­ний па­ра­мет­ра A, при ко­то­рых для ука­зан­ных вход­ных дан­ных про­грам­ма на­пе­ча­та­ет «NO» три раза.


Ответ:

12
Тип 7 № 37195
i

До­ступ к файлу edu.txt, на­хо­дя­ще­му­ся на сер­ве­ре htm.ru, осу­ществ­ля­ет­ся по про­то­ко­лу http. Фраг­мен­ты ад­ре­са файла за­ко­ди­ро­ва­ны циф­ра­ми от 1 до 7. За­пи­ши­те по­сле­до­ва­тель­ность этих цифр, ко­ди­ру­ю­щую адрес ука­зан­но­го файла в сети Ин­тер­нет.

 

1)  htm

2)  ://

3)  /

4)  http

5)  .ru

6)  .txt

7)  edu


Ответ:

13
Тип 8 № 37196
i

В языке за­про­сов по­ис­ко­во­го сер­ве­ра для обо­зна­че­ния ло­ги­че­ской опе­ра­ции «ИЛИ» ис­поль­зу­ет­ся сим­вол «|», а для ло­ги­че­ской опе­ра­ции «И»  — сим­вол «&». В таб­ли­це при­ве­де­ны за­про­сы и ко­ли­че­ство най­ден­ных по ним стра­ниц не­ко­то­ро­го сег­мен­та сети Ин­тер­нет.

 

За­просНай­де­но стра­ниц
(в ты­ся­чах)
Фин­лян­дия & Шве­ция160
Фин­лян­дия & Нор­ве­гия255
Фин­лян­дия & (Шве­ция | Нор­ве­гия)360

 

Какое ко­ли­че­ство стра­ниц (в ты­ся­чах) будет най­де­но по за­про­су Фин­лян­дия & Шве­ция & Нор­ве­гия?

Счи­та­ет­ся, что все за­про­сы вы­пол­ня­лись прак­ти­че­ски од­но­вре­мен­но, так что набор стра­ниц, со­дер­жа­щих все ис­ко­мые слова, не из­ме­нял­ся за время вы­пол­не­ния за­про­сов.


Ответ:

14
Тип 9 № 37197
i

На ри­сун­ке  — схема дорог, свя­зы­ва­ю­щих го­ро­да А, B, C, D, E, G. По каж­дой до­ро­ге можно дви­гать­ся толь­ко в одном на­прав­ле­нии, ука­зан­ном стрел­кой. Сколь­ко су­ще­ству­ет раз­лич­ных путей из го­ро­да A в город G?


Ответ:

15
Тип 10 № 37198
i

Вы­чис­ли­те зна­че­ние ариф­ме­ти­че­ско­го вы­ра­же­ния:

1101012 + 10118 + 10116

В от­ве­те за­пи­ши­те де­ся­тич­ное число, ос­но­ва­ние си­сте­мы счис­ле­ния ука­зы­вать не нужно.


Ответ:

16
Тип Д12 № 37199
i

Пе­ре­ве­ди­те число 222 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число  — ко­ли­че­ство еди­ниц.


Ответ:

17
Тип 11 № 37200
i

В одном из про­из­ве­де­ний Ф. М. До­сто­ев­ско­го, текст ко­то­ро­го при­ве­ден в под­ка­та­ло­ге До­сто­ев­ский ка­та­ло­га Проза, при­сут­ству­ет пер­со­наж Федор Пав­ло­вич. С по­мо­щью по­ис­ко­вых средств опе­ра­ци­он­ной си­сте­мы и тек­сто­во­го ре­дак­то­ра вы­яс­ни­те имя млад­ше­го сына этого пер­со­на­жа.

Вы­пол­ни­те за­да­ние, рас­па­ко­вав архив на своем ком­пью­те­ре.

DEMO-12.rar


Ответ:

18
Тип 12 № 37201
i

Сколь­ко фай­лов с рас­ши­ре­ни­ем .htm со­дер­жит­ся в под­ка­та­ло­гах Блок, Есе­нин и Лер­мон­тов ка­та­ло­га DEMO-12/По­э­зия? В от­ве­те ука­жи­те толь­ко число.

 

DEMO-12.rar


Ответ:

19
Тип 13 № 37202
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из пред­ло­жен­ных ниже за­да­ний: 13.1 или 13.2.

 

13.1 Ис­поль­зуя ин­фор­ма­цию и ил­лю­стра­тив­ный ма­те­ри­ал, со­дер­жа­щий­ся в ка­та­ло­ге «Мопс», со­здай­те пре­зен­та­цию из трех слай­дов на тему «Мопс». В пре­зен­та­ции долж­ны со­дер­жать­ся крат­кие ил­лю­стри­ро­ван­ные све­де­ния о внеш­нем виде, ис­то­рии по­ро­ды, тем­пе­ра­мен­те собак по­ро­ды мопс. Все слай­ды долж­ны быть вы­пол­не­ны в еди­ном стиле, каж­дый слайд дол­жен быть оза­глав­лен.

Пре­зен­та­цию со­хра­ни­те в файле, имя ко­то­ро­го Вам со­об­щат ор­га­ни­за­то­ры эк­за­ме­на. Файл от­ве­та не­об­хо­ди­мо со­хра­нить в одном из сле­ду­ю­щих фор­ма­тов: *.odp.

Мопс.rar

Тре­бо­ва­ния к оформ­ле­нию пре­зен­та­ции

1.  Ровно три слай­да без ани­ма­ции. Па­ра­мет­ры стра­ни­цы (слай­да): экран (16:9), ори­ен­та­ция аль­бом­ная.

2.  Со­дер­жа­ние, струк­ту­ра, фор­ма­ти­ро­ва­ние шриф­та и раз­ме­ще­ние изоб­ра­же­ний на слай­дах:

● пер­вый слайд  — ти­туль­ный слайд с на­зва­ни­ем пре­зен­та­ции; в под­за­го­лов­ке ти­туль­но­го слай­да в ка­че­стве ин­фор­ма­ции об ав­то­ре пре­зен­та­ции ука­зы­ва­ет­ся иден­ти­фи­ка­ци­он­ный номер участ­ни­ка эк­за­ме­на;

● вто­рой слайд  — ос­нов­ная ин­фор­ма­ция в со­от­вет­ствии с за­да­ни­ем, раз­ме­щен­ная по об­раз­цу на ри­сун­ке ма­ке­та слай­да 2:

− за­го­ло­вок слай­да;

− два блока тек­ста;

− два изоб­ра­же­ния;

● тре­тий слайд  — до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция по теме пре­зен­та­ции, раз­ме­щен­ная по об­раз­цу на ри­сун­ке ма­ке­та слай­да 3:

− за­го­ло­вок слай­да;

− три изоб­ра­же­ния;

− три блока тек­ста.

На ма­ке­тах слай­дов су­ще­ствен­ным яв­ля­ет­ся на­ли­чие всех объ­ек­тов, вклю­чая за­го­лов­ки, их вза­им­ное рас­по­ло­же­ние. Вы­рав­ни­ва­ние объ­ек­тов, ори­ен­та­ция изоб­ра­же­ний вы­пол­ня­ют­ся про­из­воль­но в со­от­вет­ствии с за­мыс­лом ав­то­ра ра­бо­ты и слу­жат наи­луч­ше­му рас­кры­тию темы.

В пре­зен­та­ции дол­жен ис­поль­зо­вать­ся еди­ный тип шриф­та.

Раз­мер шриф­та: для на­зва­ния пре­зен­та­ции на ти­туль­ном слай­де  — 40 пунк­тов; для под­за­го­лов­ка на ти­туль­ном слай­де и за­го­лов­ков слай­дов  — 24 пунк­та; для под­за­го­лов­ков на вто­ром и тре­тьем слай­дах и для ос­нов­но­го тек­ста  — 20 пунк­тов.

Текст не дол­жен пе­ре­кры­вать ос­нов­ные изоб­ра­же­ния или сли­вать­ся с фоном.

 

13.2 Со­здай­те в тек­сто­вом ре­дак­то­ре до­ку­мент и на­пи­ши­те в нем сле­ду­ю­щий текст, точно вос­про­из­ве­дя все оформ­ле­ние тек­ста, име­ю­ще­е­ся в об­раз­це.

Дан­ный текст дол­жен быть на­бран шриф­том раз­ме­ром 14 пунк­тов обыч­но­го на­чер­та­ния. От­ступ пер­вой стро­ки аб­за­цев ос­нов­но­го тек­ста  — 1 см. Рас­сто­я­ние между стро­ка­ми тек­ста не менее оди­нар­но­го, но не более по­лу­тор­но­го меж­ду­строч­но­го ин­тер­ва­ла.

Ос­нов­ной текст вы­ров­нен по ши­ри­не; за­го­ло­вок тек­ста, текст в ячей­ках пер­вой и седь­мой строк таб­ли­цы, пер­во­го столб­ца таб­ли­цы  — по цен­тру; в ячей­ках вто­ро­го столб­ца при­ме­не­но вы­рав­ни­ва­ние по ле­во­му краю. В ос­нов­ном тек­сте и таб­ли­це есть слова, вы­де­лен­ные по­лу­жир­ным шриф­том, кур­си­вом или под­чер­ки­ва­ни­ем. Таб­ли­ца вы­ров­не­на на стра­ни­це по цен­тру го­ри­зон­та­ли. Ши­ри­на таб­ли­цы мень­ше ши­ри­ны ос­нов­но­го тек­ста.

При этом до­пу­сти­мо, чтобы ши­ри­на Ва­ше­го тек­ста от­ли­ча­лась от ши­ри­ны тек­ста в при­ме­ре, по­сколь­ку ши­ри­на тек­ста за­ви­сит от раз­ме­ров стра­ни­цы и полей. В этом слу­чае раз­би­е­ние тек­ста на стро­ки долж­но со­от­вет­ство­вать стан­дарт­ной ши­ри­не аб­за­ца.

Ин­тер­вал между тек­стом и таб­ли­цей не менее 12 пунк­тов, но не более 24 пунк­тов.

Текст со­хра­ни­те в файле, имя ко­то­ро­го Вам со­об­щат ор­га­ни­за­то­ры. Файл от­ве­та не­об­хо­ди­мо со­хра­нить в одном из сле­ду­ю­щих фор­ма­тов: *.odt.



Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

20
Тип 14 № 37203
i

В элек­трон­ную таб­ли­цу за­нес­ли дан­ные о те­сти­ро­ва­нии уче­ни­ков по трем пред­ме­там. Ниже при­ве­де­ны пер­вые пять строк таб­ли­цы.

 

ABCDE
1Код уче­ни­каРайонРус­ский языкМа­те­ма­ти­каИн­фор­ма­ти­ка
2Уче­ник 1Май­ский273648
3Уче­ник 2За­реч­ный305115
4Уче­ник 3Под­гор­ный549798
5Уче­ник 4Цен­траль­ный669632

В столб­це A за­пи­са­ны коды уче­ни­ков; в столб­це B  — район про­жи­ва­ния; в столб­цах C, D и E  — те­сто­вые баллы по рус­ско­му языку, ма­те­ма­ти­ке и ин­фор­ма­ти­ке со­от­вет­ствен­но. Всего в элек­трон­ную таб­ли­цу были за­не­се­ны дан­ные по 1000 уче­ни­ков.

От­крой­те файл с дан­ной элек­трон­ной таб­ли­цей (рас­по­ло­же­ние файла Вам со­об­щат ор­га­ни­за­то­ры эк­за­ме­на). На ос­но­ва­нии дан­ных, со­дер­жа­щих­ся в этой таб­ли­це, вы­пол­ни­те за­да­ния.

task14.ods

Вы­пол­ни­те за­да­ние.

1.  Сколь­ко уче­ни­ков на­бра­ли в сумме по рус­ско­му и ма­те­ма­ти­ке более 140 бал­лов? Ответ на этот во­прос за­пи­ши­те в ячей­ку H2 таб­ли­цы.

2.  Каков сред­ний те­сто­вый балл по ин­фор­ма­ти­ке у уче­ни­ков из рай­о­на За­реч­ный? Ответ на этот во­прос за­пи­ши­те в ячей­ку H3 таб­ли­цы с точ­но­стью не менее двух зна­ков после за­пя­той.

3.  По­строй­те кру­го­вую диа­грам­му, отоб­ра­жа­ю­щую со­от­но­ше­ние числа участ­ни­ков из раз­лич­ных рай­о­нов: Май­ско­го, За­реч­но­го, Цен­траль­но­го и Под­гор­но­го. Левый верх­ний угол диа­грам­мы раз­ме­сти­те вб­ли­зи ячей­ки G6. В поле диа­грам­мы долж­ны при­сут­ство­вать ле­ген­да (обо­зна­че­ние, какой сек­тор диа­грам­мы со­от­вет­ству­ет каким дан­ным) и чис­ло­вые зна­че­ния дан­ных, по ко­то­рым по­стро­е­на диа­грам­ма.

По­лу­чен­ную таб­ли­цу не­об­хо­ди­мо со­хра­нить под име­нем, ука­зан­ным ор­га­ни­за­то­ра­ми эк­за­ме­на.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

21
Тип 15 № 37204
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из пред­ло­жен­ных ниже за­да­ний: 15.1 или 15.2.

 

15.1 Ис­пол­ни­тель Робот умеет пе­ре­ме­щать­ся по ла­би­рин­ту, на­чер­чен­но­му на плос­ко­сти, раз­би­той на клет­ки. Между со­сед­ни­ми (по сто­ро­нам) клет­ка­ми может сто­ять стена, через ко­то­рую Робот прой­ти не может. У Ро­бо­та есть де­вять ко­манд. Че­ты­ре ко­ман­ды  — это ко­ман­ды-при­ка­зы:

вверх вниз влево впра­во

При вы­пол­не­нии любой из этих ко­манд Робот пе­ре­ме­ща­ет­ся на одну клет­ку со­от­вет­ствен­но: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , впра­во →. Если Робот по­лу­чит ко­ман­ду пе­ре­дви­же­ния сквозь стену, то он раз­ру­шит­ся. Также у Ро­бо­та есть ко­ман­да за­кра­сить, при ко­то­рой за­кра­ши­ва­ет­ся клет­ка, в ко­то­рой Робот на­хо­дит­ся в на­сто­я­щий мо­мент.

Еще че­ты­ре ко­ман­ды  — это ко­ман­ды про­вер­ки усло­вий. Эти ко­ман­ды про­ве­ря­ют, сво­бо­ден ли путь для Ро­бо­та в каж­дом из че­ты­рех воз­мож­ных на­прав­ле­ний:

свер­ху сво­бод­но  снизу сво­бод­но  слева сво­бод­но  спра­ва сво­бод­но

Эти ко­ман­ды можно ис­поль­зо­вать вме­сте с усло­ви­ем «если», име­ю­щим сле­ду­ю­щий вид:

если усло­вие то

по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд

все

 

Здесь усло­вие  — одна из ко­манд про­вер­ки усло­вия. По­сле­до­ва­тель­ность ко­манд  — это одна или не­сколь­ко любых ко­манд-при­ка­зов. На­при­мер, для пе­ре­дви­же­ния на одну клет­ку впра­во, если спра­ва нет стен­ки, и за­кра­ши­ва­ния клет­ки можно ис­поль­зо­вать такой ал­го­ритм:

если спра­ва сво­бод­но то

впра­во

за­кра­сить

все

 

В одном усло­вии можно ис­поль­зо­вать не­сколь­ко ко­манд про­вер­ки усло­вий, при­ме­няя ло­ги­че­ские связ­ки и, или, не, на­при­мер:

если (спра­ва сво­бод­но) и (не снизу сво­бод­но) то

впра­во

все

 

Для по­вто­ре­ния по­сле­до­ва­тель­но­сти ко­манд можно ис­поль­зо­вать цикл «пока», име­ю­щий сле­ду­ю­щий вид:

нц пока усло­вие

по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд

кц

 

На­при­мер, для дви­же­ния впра­во, пока это воз­мож­но, можно ис­поль­зо­вать сле­ду­ю­щий ал­го­ритм:

нц пока спра­ва сво­бод­но

впра­во

кц

 

 

Вы­пол­ни­те за­да­ние.

На бес­ко­неч­ном поле есть го­ри­зон­таль­ная и вер­ти­каль­ная стены. Пра­вый конец го­ри­зон­таль­ной стены со­еди­нен с верх­ним кон­цом вер­ти­каль­ной стены. Длины стен не­из­вест­ны. В каж­дой стене есть ровно один про­ход, точ­ное место про­хо­да и его ши­ри­на не­из­вест­ны. Робот на­хо­дит­ся в клет­ке, рас­по­ло­жен­ной не­по­сред­ствен­но под го­ри­зон­таль­ной сте­ной у ее ле­во­го конца. На ри­сун­ке ука­зан один из воз­мож­ных спо­со­бов рас­по­ло­же­ния стен и Ро­бо­та (Робот обо­зна­чен бук­вой «Р»).

На­пи­ши­те для Ро­бо­та ал­го­ритм, за­кра­ши­ва­ю­щий все клет­ки, рас­по­ло­жен­ные не­по­сред­ствен­но ниже го­ри­зон­таль­ной стены и левее вер­ти­каль­ной стены. Про­хо­ды долж­ны остать­ся не­за­кра­шен­ны­ми. Робот дол­жен за­кра­сить толь­ко клет­ки, удо­вле­тво­ря­ю­щие дан­но­му усло­вию. На­при­мер, для при­ве­ден­но­го выше ри­сун­ка Робот дол­жен за­кра­сить сле­ду­ю­щие клет­ки (см. рис.).

При ис­пол­не­нии ал­го­рит­ма Робот не дол­жен раз­ру­шить­ся, вы­пол­не­ние ал­го­рит­ма долж­но за­вер­шить­ся. Ко­неч­ное рас­по­ло­же­ние Ро­бо­та может быть про­из­воль­ным. Ал­го­ритм дол­жен ре­шать за­да­чу для лю­бо­го до­пу­сти­мо­го рас­по­ло­же­ния стен и лю­бо­го рас­по­ло­же­ния и раз­ме­ра про­хо­дов внут­ри стен. Ал­го­ритм может быть вы­пол­нен в среде фор­маль­но­го ис­пол­ни­те­ля или за­пи­сан в тек­сто­вом ре­дак­то­ре. Со­хра­ни­те ал­го­ритм в тек­сто­вом файле.

 

 

15.2 На­пи­ши­те про­грам­му, ко­то­рая в по­сле­до­ва­тель­но­сти на­ту­раль­ных чисел опре­де­ля­ет мак­си­маль­ное число, крат­ное 5. Про­грам­ма по­лу­ча­ет на вход ко­ли­че­ство чисел в по­сле­до­ва­тель­но­сти, а затем сами числа. В по­сле­до­ва­тель­но­сти все­гда име­ет­ся число, крат­ное 5. Ко­ли­че­ство чисел не пре­вы­ша­ет 1000. Вве­ден­ные числа не пре­вы­ша­ют 30 000. Про­грам­ма долж­на вы­ве­сти одно число  — мак­си­маль­ное число, крат­ное 5.

 

При­мер ра­бо­ты про­грам­мы:

 

Вход­ные дан­ныеВы­ход­ные дан­ные
3
10
25
12
25

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.