ОГЭ по информатике 27.05.2024. Основная волна.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
В кодировке КОИ-8 каждый символ кодируется 8 битами. Вова написал текст (в нем нет лишних пробелов):
«Личи, гуава, дуриан, кумкват, тамаринд, мангустин, джаботикаба — экзотические фрукты».
Ученик вычеркнул из списка название одного из фруктов. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы — два пробела не должны идти подряд.
При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 7 байтов меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название экзотического фрукта.
Ответ:
В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Вова написал текст (в нем нет лишних пробелов):
«Школьные предметы: ОБЖ, химия, физика, алгебра, биология, география, литература, информатика».
Учение удалил из списка название одного предмета, а также лишние запятую и пробел — два пробела не должны идти подряд.
При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название предмета.
Ответ:
Мальчики играли в шпионов и закодировали сообщение придуманным шифром. Кодовая таблица приведена ниже:
| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
|---|---|---|---|---|---|---|
| * | – + + | – – + | * + | – * | + – + | * * – |
Расшифруйте полученное сообщение:
* + – + + – * * – * *
Запишите в ответе расшифрованное сообщение.
Ответ:
Вася и Петя играли в шпионов и кодировали сообщения собственным шифром. Фрагмент кодовой таблицы приведен ниже:
| А | Е | Л | П | Т | О |
|---|---|---|---|---|---|
| +# | #+ | ~ | # | +~# | ~# |
Расшифруйте сообщение, если известно, что буквы в нем не повторяются:
#~#~#++~#
Запишите в ответе расшифрованное сообщение.
Ответ:
Дано четыре числа: 54324, 4597, 46, 25. Для какого из приведенных чисел истинно высказывание:
НЕ (Число < 100) И НЕ (Число четное).
Ответ:
Напишите наибольшее натуральное число x, для которого ИСТИННО высказывание
(x < 5) ИЛИ НЕ (x > 3).
Ответ:
Определите количество натуральных двузначных чисел x, для которых ЛОЖНО логическое высказывание
НЕ (x четное) И НЕ (x кратно 13).
Ответ:
Между населенными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяженность которых в (километрах) приведена в таблице.
| A | B | C | D | E | |
| A | 5 | 8 | 8 | 12 | |
| B | 5 | 4 | |||
| C | 8 | 7 | |||
| D | 8 | 4 | 5 | ||
| E | 12 | 7 | 5 |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и E (при условии, что передвигаться можно только по указанным в таблице дорогам). Каждый пункт посетить только один раз.
Ответ:
У исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера:
1. вычти 3
2. умножь на 5
Первая из них уменьшает число на экране на 3, вторая увеличивает его в 5 раз.
Составьте алгоритм получения из числа 3 числа 42, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд.
(Например, 21112 — это алгоритм
умножь на 5
вычти 3
вычти 3
вычти 3
умножь на 5,
который преобразует число 3 в число 30.)
Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Ответ:
| Бейсик | Python |
|---|---|
DIM k, s AS INTEGER INPUT s IF s MOD 7 = k THEN PRINT "YES" ELSE PRINT "NO" END IF | s = int(input()) k = int(input()) if s % 7 == k: print("YES") else: print("NO")
|
| Паскаль | Алгоритмический язык |
var s, k: integer; begin readln(s); readln(k); if s mod 7 = k: then writeln ('YES') else writeln ('NO') end.
| алг нач цел s, k ввод s ввод k если mod(s, 7) = k то вывод "YES" иначе вывод "NO" все кон |
| С++ | |
#include <iostream> using namespace std; int main() { int s, k; cin >> s; cin >> k; if (s % 7 == k) cout << "YES"; else cout << "NO"; return 0; } | |
Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и k вводились следующие пары чисел:
(2, 2); (7, 0); (14, 10); (22, 1); (10, 3); (12, 1); (9, 2); (5,1); (2,
Сколько было запусков, при которых программа напечатала «YES»?
Ответ:
Ниже приведена программа, записанная на пяти языках программирования.
| Бейсик | Python |
|---|---|
DIM s, t, A AS INTEGER INPUT s INPUT t INPUT A IF s > 10 OR t > A THEN PRINT "YES" ELSE PRINT "NO" ENDIF | s = int(input()) t = int(input()) A = int(input()) if (s > 10) or (t > A): print("YES") else: print("NO")
|
| Паскаль | Алгоритмический язык |
var s,t,A: integer; begin readln(s); readln(t); readln(A); if (s > 10) or (t > A) then writeln ('YES') else writeln ('NO') end.
| алг нач цел s, t, A ввод s ввод t ввод A если s > 10 или t > A то вывод "YES" иначе вывод "NO" все кон |
| С++ | |
#include <iostream> using namespace std; int main() { int s, t, A; cin >> s; cin >> t; cin >> A; if(s > 10) || (t > A) cout << "YES" << endl; else cout << "NO" << endl; return 0; } | |
Было проведено 9 запусков программы, при которых в качестве значений переменных s и t вводились следующие пары чисел:
(1, 2); (11, 2); (1, 12); (11, 12); (−11, −12); (−11, 12); (−12, 11); (10, 10); (10, 5).
Укажите количество целых значений параметра A, при которых для указанных входных данных программа напечатает «NO» три раза.
Ответ:
Доступ к файлу edu.txt, находящемуся на сервере htm.ru, осуществляется по протоколу http. Фрагменты адреса файла закодированы цифрами от 1 до 7. Запишите последовательность этих цифр, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
1) htm
2) ://
3) /
4) http
5) .ru
6) .txt
7) edu
Ответ:
В языке запросов поискового сервера для обозначения логической операции «ИЛИ» используется символ «|», а для логической операции «И» — символ «&». В таблице приведены запросы и количество найденных по ним страниц некоторого сегмента сети Интернет.
| Запрос | Найдено страниц (в тысячах) |
|---|---|
| Финляндия & Швеция | 160 |
| Финляндия & Норвегия | 255 |
| Финляндия & (Швеция | Норвегия) | 360 |
Какое количество страниц (в тысячах) будет найдено по запросу Финляндия & Швеция & Норвегия?
Считается, что все запросы выполнялись практически одновременно, так что набор страниц, содержащих все искомые слова, не изменялся за время выполнения запросов.
Ответ:
На рисунке — схема дорог, связывающих города А, B, C, D, E, G. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города A в город G?
Ответ:
Вычислите значение арифметического выражения:
1101012 + 10118 + 10116
В ответе запишите десятичное число, основание системы счисления указывать не нужно.
Ответ:
Переведите число 222 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Ответ:
В одном из произведений Ф. М. Достоевского, текст которого приведен в подкаталоге Достоевский каталога Проза, присутствует персонаж Федор Павлович. С помощью поисковых средств операционной системы и текстового редактора выясните имя младшего сына этого персонажа.
Выполните задание, распаковав архив на своем компьютере.
Ответ:
Сколько файлов с расширением .htm содержится в подкаталогах Блок, Есенин и Лермонтов каталога DEMO-12/Поэзия? В ответе укажите только число.
Ответ:
Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 13.1 или 13.2.
13.1 Используя информацию и иллюстративный материал, содержащийся в каталоге «Мопс», создайте презентацию из трех слайдов на тему «Мопс». В презентации должны содержаться краткие иллюстрированные сведения о внешнем виде, истории породы, темпераменте собак породы мопс. Все слайды должны быть выполнены в едином стиле, каждый слайд должен быть озаглавлен.
Презентацию сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы экзамена. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odp.
13.2 Создайте в текстовом редакторе документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя все оформление текста, имеющееся в образце.
Данный текст должен быть набран шрифтом размером 14 пунктов обычного начертания. Отступ первой строки абзацев основного текста — 1 см. Расстояние между строками текста не менее одинарного, но не более полуторного междустрочного интервала.
Основной текст выровнен по ширине; заголовок текста, текст в ячейках первой и седьмой строк таблицы, первого столбца таблицы — по центру; в ячейках второго столбца применено выравнивание по левому краю. В основном тексте и таблице есть слова, выделенные полужирным шрифтом, курсивом или подчеркиванием. Таблица выровнена на странице по центру горизонтали. Ширина таблицы меньше ширины основного текста.
При этом допустимо, чтобы ширина Вашего текста отличалась от ширины текста в примере, поскольку ширина текста зависит от размеров страницы и полей. В этом случае разбиение текста на строки должно соответствовать стандартной ширине абзаца.
Интервал между текстом и таблицей не менее 12 пунктов, но не более 24 пунктов.
Текст сохраните в файле, имя которого Вам сообщат организаторы. Файл ответа необходимо сохранить в одном из следующих форматов: *.odt.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В электронную таблицу занесли данные о тестировании учеников по трем предметам. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
| A | B | C | D | E | |
|---|---|---|---|---|---|
| 1 | Код ученика | Район | Русский язык | Математика | Информатика |
| 2 | Ученик 1 | Майский | 27 | 36 | 48 |
| 3 | Ученик 2 | Заречный | 30 | 51 | 15 |
| 4 | Ученик 3 | Подгорный | 54 | 97 | 98 |
| 5 | Ученик 4 | Центральный | 66 | 96 | 32 |
В столбце A записаны коды учеников; в столбце B — район проживания; в столбцах C, D и E — тестовые баллы по русскому языку, математике и информатике соответственно. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учеников.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, выполните задания.
Выполните задание.
1. Сколько учеников набрали в сумме по русскому и математике более 140 баллов? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Каков средний тестовый балл по информатике у учеников из района Заречный? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H3 таблицы с точностью не менее двух знаков после запятой.
3. Постройте круговую диаграмму, отображающую соотношение числа участников из различных районов: Майского, Заречного, Центрального и Подгорного. Левый верхний угол диаграммы разместите вблизи ячейки G6. В поле диаграммы должны присутствовать легенда (обозначение, какой сектор диаграммы соответствует каким данным) и числовые значения данных, по которым построена диаграмма.
Полученную таблицу необходимо сохранить под именем, указанным организаторами экзамена.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 15.1 или 15.2.
15.1 Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды — это команды-приказы:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Еще четыре команды — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырех возможных направлений:
сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «если», имеющим следующий вид:
если условие то
последовательность команд
все
Здесь условие — одна из команд проверки условия. Последовательность команд — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
нц пока условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц
Выполните задание.
На бесконечном поле есть горизонтальная и вертикальная стены. Правый конец горизонтальной стены соединен с верхним концом вертикальной стены. Длины стен неизвестны. В каждой стене есть ровно один проход, точное место прохода и его ширина неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно под горизонтальной стеной у ее левого конца. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно ниже горизонтальной стены и левее вертикальной стены. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведенного выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рис.).
При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.
15.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет максимальное число, кратное 5. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 5. Количество чисел не превышает 1000. Введенные числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число — максимальное число, кратное 5.
Пример работы программы:
| Входные данные | Выходные данные |
| 3 10 25 12 | 25 |
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

