При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Главный редактор журнала отредактировал статью, и ее объем уменьшился на 2 страницы. Каждая страница содержит 32 строки, в каждой строке 64 символа. Информационный объем статьи до редактирования был равен 2 Мбайт. Статья представлена в кодировке Unicode, в которой каждый символ кодируется 2 байтами. Определите информационный объем статьи в Кбайтах в этом варианте представления Unicode после редактирования.
1) 2048
2) 2040
3) 8
4) 1024
Ответ:
Для какого из приведенных названий ложно высказывание:
НЕ (Количество букв четное) ИЛИ (Первая буква согласная)?
1) Омск
2) Иваново
3) Москва
4) Кировск
Ответ:
Сельская малокомплектная школа находится в поселке Ивановское. Коля Иванов живет в деревне Вершки. Определите, какое минимальное расстояние ему надо пройти, чтобы добраться до школы:
| Борки | Вершки | Красное | Дальнее | Дубово | Ивановское | |
| Борки | 5 | 8 | 10 | 9 | ||
| Вершки | 5 | 4 | 2 | |||
| Красное | 8 | 1 | 3 | |||
| Дальнее | 10 | 4 | 5 | |||
| Дубово | 2 | 1 | ||||
| Ивановское | 9 | 3 | 5 |
Ответ:
Файл Растения_степей.doc хранился в каталоге С:\Красная_книга\Евразия\Россия. Пользователь, находившийся в этом каталоге, поднялся на уровень вверх, потом еще на уровень вверх и создал папку Ботаника. Потом он переместил в созданный подкаталог папку Евразия вместе со всем содержимым. Каково стало полное имя файла Растения_степей.doc после перемещения?
1) С:\Ботаника\Евразия\Россия\Растения_степей.doc
2) С:\Красная_книга\Ботаника\Евразия\Россия\Растения_степей.doc
3) С:\Ботаника\Красная_книга\Евразия\Россия\Растения_степей.doc
4) С:\Красная_книга\Ботаника\Россия\Растения_степей.doc
Ответ:
Дан фрагмент электронной таблицы:
| A | B | C | D | |
|---|---|---|---|---|
| 1 | 1 | 4 | 3 | |
| 2 | =(D1+5)/B1 | =А1 | =А2*С2 |
Какая из формул, приведенных ниже, может быть записана в ячейке В2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) =B1-D1
2) =2*(B1-D1)
3) =В1+С2
4) =А2*С2+В1
Ответ:
Исполнитель Муравей перемещается по полю, разделенному на клетки. Размер поля 8x8, строки нумеруются числами, столбцы обозначаются буквами. Муравей может выполнять команды движения:
Вверх N,
Вниз N,
Вправо N,
Влево N
(где N — целое число от 1 до 7), перемещающие исполнителя на N клеток вверх, вниз, вправо или влево соответственно.
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 КомандаЗ
Конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз. Если на пути Муравья встречается кубик с буквой, то он перемещает его по ходу движения. Пусть, например, кубик с буквой О находится в клетке Е6. Если Муравей выполнит команды вправо 2 вверх 2, то сам окажется в клетке Е7, а кубик с буквой О в клетке Е8.
Пусть Муравей и кубики расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм:
Вниз 4
Повтори 3 раз
Вправо 1 вверх 1 влево 1
Конец
Какое слово будет написано в 6 строке после выполнения этого алгоритма?
1) КОМ
2) ЛОМ
3) ДОМ
4) ТОМ
Ответ:
Мальчики играли в шпионов и закодировали сообщение придуманным шифром. В сообщении присутствуют только буквы из приведенного фрагмента кодовой таблицы:
| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
|---|---|---|---|---|---|---|
| 10 | 110 | 12 | 102 | 0 | 22 | 122 |
Определите, сколько букв содержит сообщение:
101212210102.
Ответ:
В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» — соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:
b := -5
a := 2
а := 11 - 2*a - b
b := a/3 - 3*b
В ответе укажите одно целое число — значение переменной b.
Ответ:
Запишите значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы. Текст программы приведен на пяти языках программирования.
| Бейсик | Python |
|---|---|
DIM n, s AS INTEGER s = 2 FOR n = 2 TO 5 s = s*2 + n NEXT n PRINT s | s = 2 for n in range(2,6): s = s*2 + n print (s)
|
| Паскаль | Алгоритмический язык |
var s,n: integer; begin s := 2; for n := 2 to 5 do s := s*2 + n; writeln(s); end.
| алг нач цел s, n s := 2 нц для n от 2 до 5 s := s*2 + n кц вывод s кон |
| С++ | |
#include <iostream> using namespace std; int main() { int s = 2; for (int n = 2; n <= 5; n++) s = s*2 + n; cout << s; return 0; } | |
Ответ:
В таблице Ves хранятся данные о весе в килограммах по группе учащихся спортивной школы (Ves[1] — вес первого учащегося, Ves[2] — вес второго учащегося и т. д.). Определите, что будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма, записанного на пяти алгоритмических языках:
| Бейсик | Python |
|---|---|
DIM Ves(14) AS INTEGER DIM i, n AS INTEGER Ves(1) = 25: Ves(2) = 21 Ves(3) = 23: Ves(4) = 28 Ves(5) = 30: Ves(6) = 25 Ves(7) = 31: Ves(8) = 28 Ves(9) = 25: Ves(10) = 28 Ves(11) = 30: Ves(12) = 27 Ves(13) = 26: Ves(14) = 24 n = Ves(1) FOR i = 1 TO 14 IF Ves(i) < n THEN n = Ves(i) ENDIF NEXT i PRINT n | Ves = [25, 21, 23, 28, 30, 25, 31, 28, 25, 28, 30, 27, 26, 24] n = Ves[0] for i in range(14): if Ves[i] < n: n = Ves[i] print (n)
|
| Паскаль | Алгоритмический язык |
Var i, n: integer; Ves: array[1..14] of integer; Begin Ves[1] := 25; Ves[2] := 21; Ves[3] := 23; Ves[4] := 28; Ves[5] := 30; Ves[6] := 25; Ves[7] := 31; Ves[8] := 28; Ves[9] := 25; Ves[10] := 28; Ves[11] := 30; Ves[12] := 27; Ves[13] := 26; Ves[14] := 24; n := Ves[1]; for i := 1 to 14 do if Ves[i] < n then begin n := Ves[i]; end; writeln(n); End.
| алг нач целтаб Ves[1:14] цел i, n Ves[1] := 25 Ves[2] := 21 Ves[3] := 23 Ves[4] := 28 Ves[5] := 30 Ves[6] := 25 Ves[7] := 31 Ves[8] := 28 Ves[9] := 25 Ves[10] := 28 Ves[11] := 30 Ves[12] := 27 Ves[13] := 26 Ves[14] := 24 n := Ves[1] нц для i от 1 до 14 если Ves[i] < n то n := Ves[i] все кц вывод n кон |
| С++ | |
#include <iostream> using namespace std; int main() { int Ves[14] = {25, 21, 23, 28, 30, 25, 31, 28, 25, 28, 30, 27, 26, 24}; int n = Ves[0]; for (int i = 0; i < 14; i++) if (Ves[i] < n) n = Ves[i]; cout << n; return 0; } | |
Ответ:
На рисунке изображена схема соединений, связывающих пункты А, В, С, D, Е, F, G. По каждому соединению можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из пункта А в пункт G?
Ответ:
Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Крупнейшие вулканы мира»:
| Название | Высота над уровнем моря (в метрах) | Местоположение | Часть света |
|---|---|---|---|
| Мауна-Лоа | 4 170 | Гавайские о-ва | Австралия и Океания |
| Ключевская Сопка | 4 750 | п-ов Камчатка | Азия |
| Эрджияс | 3 916 | Анатолийское плоскогорье | Азия |
| Керинчи | 3 800 | о. Суматра | Азия |
| Фудзияма | 3 776 | о. Хонсю | Азия |
| Семеру | 3 676 | о. Ява | Азия |
| Ичинская Сопка | 3 621 | п-ов Камчатка | Азия |
| Килиманджаро | 5 895 | Танзания | Африка |
| Меру | 4 565 | Танзания | Африка |
| Карисимби | 4 507 | горы Вирунга | Африка |
| Камерун | 4 070 | Камерун | Африка |
| Тейде | 3 718 | о. Тенерифе | Африка |
| Орисаба | 5 747 | Мексика | Северная Америка |
| Попокатепель | 5 452 | Мексика | Северная Америка |
| Сан форд | 4 949 | Аляска | Северная Америка |
| Рейнир | 4 392 | Каскадные горы | Северная Америка |
| Шаста | 4 317 | Каскадные горы | Северная Америка |
| Тахумулько | 4 220 | Гватемала | Северная Америка |
| Льюльяйльяко | 6 723 | Чили - Аргентина | Южная Америка |
| Сахама | 6 520 | Боливия | Южная Америка |
| Коропуна | 6 425 | Перу | Южная Америка |
| Сан-Педро | 6 154 | Чили | Южная Америка |
| Котопахи | 5 897 | Эквадор | Южная Америка |
| Руис | 5 400 | Колумбия | Южная Америка |
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию
(Высота над уровнем моря (в метрах) < 5000) И (Часть света = «Северная Америка»)
ИЛИ
(Местоположение = «Перу»)?
В ответе укажите одно число — искомое количество записей.
Ответ:
Переведите число 305 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Ответ:
У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:
1. возведи в квадрат
2. прибавь 3
Первая из них возводит число на экране во вторую степень, вторая — прибавляет к числу 3. Составьте алгоритм получения из числа 1 числа 262, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. В ответе запишите только номера команд. (Например, 11221 — это алгоритм: возведи в квадрат, возведи в квадрат, прибавь 3, прибавь 3, возведи в квадрат, который преобразует число 2 в 484.) Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Ответ:
Файл размером 9 Кбайт передается через некоторое соединение за 36 секунд. Определите, за сколько секунд можно передать этот же файл через соединение, скорость которого на 1024 бит в секунду больше. В ответе укажите одно число — количество секунд. Единицы измерения писать не нужно.
Ответ:
Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она нечетна, то удаляется средний символ цепочки символов, а если четна, то в конец цепочки добавляется буква С. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А — на Б, Б — на В и т. д., а Я — на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма.
Например, если исходной была цепочка ЛЕС, то результатом работы алгоритма будет цепочка МТ, а если исходной была цепочка ГОРА, то результатом работы алгоритма будет цепочка ДПСБТ.
Дана цепочка символов СТЕПЬ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит: АБВГДЕеЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ.
Ответ:
Доступ к файлу teach.ru, находящемуся на сервере school.org, осуществляется по протоколу ftp. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
A) .ru
Б) :/
B) ftp
Г) /school
Д) /
Е) .org
Ж) teach
Ответ:
В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашел поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:
| Код | Запрос |
|---|---|
| А | Дуб & Клен & Береза |
| Б | Дуб | Клен |
| В | Дуб & Береза |
| Г | (Дуб & Береза) | Клен |
Ответ:
В электронную таблицу занесли результаты сдачи нормативов по легкой атлетике среди учащихся 7−11 классов. На рисунке приведены первые строки получившейся таблицы:
| A | B | C | D | E | F | G | |
|---|---|---|---|---|---|---|---|
| 1 | Фамилия | Имя | Пол | Год рождения | Бег 1000 метров, мин. | Бег 30 метров, сек. | Прыжок в длину с места, см |
| 2 | Пудова | Ксения | ж | 1997 | 4,47 | 4,12 | 209 |
| 3 | Гусева | Мария | ж | 1998 | 4,47 | 5,82 | 205 |
| 3 | Лелькова | Надежда | ж | 1999 | 5,03 | 5,24 | 198 |
| 5 | Тиль | Евгений | м | 1999 | 3,32 | 5,87 | 210 |
| 6 | Лиманина | Нелли | ж | 1998 | 5,57 | 5,32 | 182 |
В столбце А указана фамилия; в столбце В — имя; в столбце С — пол; в столбце D — год рождения; в столбце Е — результаты в беге на 1000 метров; в столбце F — результаты в беге на 30 метров; в столбце G — результаты по прыжкам в длину с места. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 1000 учащихся.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько процентов участников пробежало дистанцию в 1000 м меньше, чем за 5 минут? Ответ запишите в ячейку L1 таблицы.
2. Найдите разность в см с точностью до десятых между средним результатом у мальчиков и средним результатом у девочек в прыжках в длину. Ответ на этот вопрос запишите в ячейку L2 таблицы.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 15.1 или 15.2.
15.1 Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды — это команды-приказы:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Еще четыре команды — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырех возможных направлений:
сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «если», имеющим следующий вид:
если условие то
последовательность команд
все
Здесь условие — одна из команд проверки условия. Последовательность команд — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
нц пока условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц
Выполните задание.
На бесконечном поле имеется лестница. Сначала лестница спускается вниз слева направо, потом поднимается вверх также слева направо. После подъема лестница переходит в вертикальную стену. Высота каждой ступени — 1 клетка, ширина — 1 клетка. Количество ступенек, ведущих вверх, и количество ступенек, ведущих вниз, неизвестно. Между спуском и подъемом ширина площадки — 1 клетка. Робот находится в клетке, расположенной в начале спуска. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р») .
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно над лестницей, как показано на рисунке. Требуется закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведенного выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рис.).
Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.
15.2 Введите с клавиатуры 5 положительных целых чисел. Вычислите сумму тех из них, которые делятся на 4 и при этом заканчиваются на 6. Программа должна вывести одно число: сумму чисел, введенных с клавиатуры, кратных 4 и оканчивающихся на 6.
Пример работы программы:
| Входные данные | Выходные данные |
| 12 16 36 26 30 | 52 |
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

