Вариант № 34

При вы­пол­не­нии за­да­ний с крат­ким от­ве­том впи­ши­те в поле для от­ве­та цифру, ко­то­рая со­от­вет­ству­ет но­ме­ру пра­виль­но­го от­ве­та, или число, слово, по­сле­до­ва­тель­ность букв (слов) или цифр. Ответ сле­ду­ет за­пи­сы­вать без про­бе­лов и каких-либо до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов. Дроб­ную часть от­де­ляй­те от целой де­ся­тич­ной за­пя­той. Еди­ни­цы из­ме­ре­ний пи­сать не нужно.


Если ва­ри­ант задан учи­те­лем, вы мо­же­те впи­сать или за­гру­зить в си­сте­му от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний с крат­ким от­ве­том и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей ста­ти­сти­ке.




Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип Д1 № 662
i

Глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла от­ре­дак­ти­ро­вал ста­тью, и ее объем умень­шил­ся на 2 стра­ни­цы. Каж­дая стра­ни­ца со­дер­жит 32 стро­ки, в каж­дой стро­ке 64 сим­во­ла. Ин­фор­ма­ци­он­ный объем ста­тьи до ре­дак­ти­ро­ва­ния был равен 2 Мбайт. Ста­тья пред­став­ле­на в ко­ди­ров­ке Unicode, в ко­то­рой каж­дый сим­вол ко­ди­ру­ет­ся 2 бай­та­ми. Опре­де­ли­те ин­фор­ма­ци­он­ный объем ста­тьи в Кбай­тах в этом ва­ри­ан­те пред­став­ле­ния Unicode после ре­дак­ти­ро­ва­ния.

 

1)  2048

2)  2040

3)  8

4)  1024


Ответ:

2
Тип Д2 № 663
i

Для ка­ко­го из при­ве­ден­ных на­зва­ний ложно вы­ска­зы­ва­ние:

НЕ (Ко­ли­че­ство букв чет­ное) ИЛИ (Пер­вая буква со­глас­ная)?

 

1)  Омск

2)  Ива­но­во

3)  Москва

4)  Ки­ровск


Ответ:

3
Тип 4 № 664
i

Сель­ская ма­ло­ком­плект­ная школа на­хо­дит­ся в по­сел­ке Ива­нов­ское. Коля Ива­нов живет в де­рев­не Верш­ки. Опре­де­ли­те, какое ми­ни­маль­ное рас­сто­я­ние ему надо прой­ти, чтобы до­брать­ся до школы:

 

БоркиВерш­киКрас­ноеДаль­нееДу­бо­воИва­нов­ское
Борки58109
Верш­ки542
Крас­ное813
Даль­нее1045
Ду­бо­во21
Ива­нов­ское935

 


Ответ:

4
Тип Д3 № 665
i

Файл Рас­те­ния_сте­пей.doc хра­нил­ся в ка­та­ло­ге С:\Крас­ная_книга\Евра­зия\Рос­сия. Поль­зо­ва­тель, на­хо­див­ший­ся в этом ка­та­ло­ге, под­нял­ся на уро­вень вверх, потом еще на уро­вень вверх и со­здал папку Бо­та­ни­ка. Потом он пе­ре­ме­стил в со­здан­ный под­ка­та­лог папку Евра­зия вме­сте со всем со­дер­жи­мым. Ка­ко­во стало пол­ное имя файла Рас­те­ния_сте­пей.doc после пе­ре­ме­ще­ния?

 

1)  С:\Бо­та­ни­ка\Евра­зия\Рос­сия\Рас­те­ния_сте­пей.doc

2)  С:\Крас­ная_книга\Бо­та­ни­ка\Евра­зия\Рос­сия\Рас­те­ния_сте­пей.doc

3)  С:\Бо­та­ни­ка\Крас­ная_книга\Евра­зия\Рос­сия\Рас­те­ния_сте­пей.doc

4)  С:\Крас­ная_книга\Бо­та­ни­ка\Рос­сия\Рас­те­ния_сте­пей.doc


Ответ:

5
Тип Д5 № 666
i

Дан фраг­мент элек­трон­ной таб­ли­цы:

 

ABCD
1143
2=(D1+5)/B1=А1=А2*С2

 

Какая из фор­мул, при­ве­ден­ных ниже, может быть за­пи­са­на в ячей­ке В2, чтобы по­стро­ен­ная после вы­пол­не­ния вы­чис­ле­ний диа­грам­ма по зна­че­ни­ям диа­па­зо­на ячеек A2:D2 со­от­вет­ство­ва­ла ри­сун­ку?

 

1)  =B1-D1

2)  =2*(B1-D1)

3)  =В1+С2

4)  =А2*С2+В1


Ответ:

6
Тип Д6 № 667
i

Ис­пол­ни­тель Му­ра­вей пе­ре­ме­ща­ет­ся по полю, раз­де­лен­но­му на клет­ки. Раз­мер поля 8x8, стро­ки ну­ме­ру­ют­ся чис­ла­ми, столб­цы обо­зна­ча­ют­ся бук­ва­ми. Му­ра­вей может вы­пол­нять ко­ман­ды дви­же­ния:

 

Вверх N,

Вниз N,

Впра­во N,

Влево N

 

(где N  — целое число от 1 до 7), пе­ре­ме­ща­ю­щие ис­пол­ни­те­ля на N кле­ток вверх, вниз, впра­во или влево со­от­вет­ствен­но.

 

За­пись

 

По­вто­ри k раз

Ко­ман­да1 Ко­ман­да2 Ко­ман­даЗ

Конец

 

озна­ча­ет, что по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд Ко­ман­да1 Ко­ман­да2 Ко­ман­даЗ по­вто­рит­ся k раз. Если на пути Му­ра­вья встре­ча­ет­ся кубик с бук­вой, то он пе­ре­ме­ща­ет его по ходу дви­же­ния. Пусть, на­при­мер, кубик с бук­вой О на­хо­дит­ся в клет­ке Е6. Если Му­ра­вей вы­пол­нит ко­ман­ды впра­во 2 вверх 2, то сам ока­жет­ся в клет­ке Е7, а кубик с бук­вой О в клет­ке Е8.

Пусть Му­ра­вей и ку­би­ки рас­по­ло­же­ны так, как ука­за­но на ри­сун­ке. Му­ра­вью был дан для ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий ал­го­ритм:

 

Вниз 4

По­вто­ри 3 раз

Впра­во 1 вверх 1 влево 1

Конец

 

Какое слово будет на­пи­са­но в 6 стро­ке после вы­пол­не­ния этого ал­го­рит­ма?

 

1)  КОМ

2)  ЛОМ

3)  ДОМ

4)  ТОМ


Ответ:

7
Тип 2 № 668
i

Маль­чи­ки иг­ра­ли в шпи­о­нов и за­ко­ди­ро­ва­ли со­об­ще­ние при­ду­ман­ным шиф­ром. В со­об­ще­нии при­сут­ству­ют толь­ко буквы из при­ве­ден­но­го фраг­мен­та ко­до­вой таб­ли­цы:

 

АБВГДЕЖ
1011012102022122

 

Опре­де­ли­те, сколь­ко букв со­дер­жит со­об­ще­ние:

101212210102.


Ответ:

8
Тип Д7 № 669
i

В про­грам­ме «:=» обо­зна­ча­ет опе­ра­тор при­сва­и­ва­ния, знаки «+», «-», «*» и «/»  — со­от­вет­ствен­но опе­ра­ции сло­же­ния, вы­чи­та­ния, умно­же­ния и де­ле­ния. Пра­ви­ла вы­пол­не­ния опе­ра­ций и по­ря­док дей­ствий со­от­вет­ству­ют пра­ви­лам ариф­ме­ти­ки. Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной b после вы­пол­не­ния ал­го­рит­ма:

 

b := -5

a := 2

а := 11 - 2*a - b

b := a/3 - 3*b

 

В от­ве­те ука­жи­те одно целое число  — зна­че­ние пе­ре­мен­ной b.


Ответ:

9
Тип Д8 № 670
i

За­пи­ши­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной s, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те ра­бо­ты сле­ду­ю­щей про­грам­мы. Текст про­грам­мы при­ве­ден на пяти язы­ках про­грам­ми­ро­ва­ния.

Бей­сикPython

DIM n, s AS INTEGER

s = 2

FOR n = 2 TO 5

    s = s*2 + n

NEXT n

PRINT s

s = 2

for n in range(2,6):

    s = s*2 + n

print (s)

Пас­кальАл­го­рит­ми­че­ский язык

var s,n: integer;

begin

    s := 2;

    for n := 2 to 5 do

        s := s*2 + n;

    writeln(s);

end.

алг

нач

   цел s, n

   s := 2

   нц для n от 2 до 5

      s := s*2 + n

   кц

   вывод s

кон

С++

#include <iostream>

using namespace std;

int main() {

    int s = 2;

    for (int n = 2; n <= 5; n++)

        s = s*2 + n;

    cout << s;

    return 0;

}


Ответ:

10
Тип Д9 № 671
i

В таб­ли­це Ves хра­нят­ся дан­ные о весе в ки­ло­грам­мах по груп­пе уча­щих­ся спор­тив­ной школы (Ves[1]  — вес пер­во­го уча­ще­го­ся, Ves[2]  — вес вто­ро­го уча­ще­го­ся и т. д.). Опре­де­ли­те, что будет на­пе­ча­та­но в ре­зуль­та­те вы­пол­не­ния сле­ду­ю­ще­го ал­го­рит­ма, за­пи­сан­но­го на пяти ал­го­рит­ми­че­ских язы­ках:

Бей­сикPython

DIM Ves(14) AS INTEGER

DIM i, n AS INTEGER

Ves(1) = 25: Ves(2) = 21

Ves(3) = 23: Ves(4) = 28

Ves(5) = 30: Ves(6) = 25

Ves(7) = 31: Ves(8) = 28

Ves(9) = 25: Ves(10) = 28

Ves(11) = 30: Ves(12) = 27

Ves(13) = 26: Ves(14) = 24

n = Ves(1)

FOR i = 1 TO 14

IF Ves(i) < n THEN

n = Ves(i)

ENDIF

NEXT i

PRINT n

Ves = [25, 21, 23, 28, 30, 25, 31, 28, 25, 28, 30, 27, 26, 24]

n = Ves[0]

for i in range(14):

    if Ves[i] < n:

        n = Ves[i]

print (n)

Пас­кальАл­го­рит­ми­че­ский язык

Var i, n: integer;

Ves: array[1..14] of integer;

Begin

 Ves[1] := 25; Ves[2] := 21;

 Ves[3] := 23; Ves[4] := 28;

 Ves[5] := 30; Ves[6] := 25;

 Ves[7] := 31; Ves[8] := 28;

 Ves[9] := 25; Ves[10] := 28;

 Ves[11] := 30; Ves[12] := 27;

 Ves[13] := 26; Ves[14] := 24;

 n := Ves[1];

 for i := 1 to 14 do

   if Ves[i] < n then

    begin

      n := Ves[i];

    end;

writeln(n);

End.

   алг

   нач

   цел­таб Ves[1:14]

   цел i, n

   Ves[1] := 25

   Ves[2] := 21

   Ves[3] := 23

   Ves[4] := 28

   Ves[5] := 30

   Ves[6] := 25

   Ves[7] := 31

   Ves[8] := 28

   Ves[9] := 25

   Ves[10] := 28

   Ves[11] := 30

   Ves[12] := 27

   Ves[13] := 26

   Ves[14] := 24

   n := Ves[1]

   нц для i от 1 до 14

      если Ves[i] < n то

         n := Ves[i]

      все

   кц

   вывод n

   кон

С++

#include <iostream>

using namespace std;

int main() {

    int Ves[14] = {25, 21, 23, 28, 30, 25, 31, 28, 25, 28, 30, 27, 26, 24};

    int n = Ves[0];

    for (int i = 0; i < 14; i++)

        if (Ves[i] < n) n = Ves[i];

    cout << n;

    return 0;

}


Ответ:

11
Тип Д10 № 672
i

На ри­сун­ке изоб­ра­же­на схема со­еди­не­ний, свя­зы­ва­ю­щих пунк­ты А, В, С, D, Е, F, G. По каж­до­му со­еди­не­нию можно дви­гать­ся толь­ко в одном на­прав­ле­нии, ука­зан­ном стрел­кой. Сколь­ко су­ще­ству­ет раз­лич­ных путей из пунк­та А в пункт G?


Ответ:

12
Тип Д11 № 673
i

Ниже в таб­лич­ной форме пред­став­лен фраг­мент базы дан­ных «Круп­ней­шие вул­ка­ны мира»:

 

На­зва­ниеВы­со­та над уров­нем моря
(в мет­рах)
Ме­сто­по­ло­же­ниеЧасть света
Мауна-Лоа4 170Га­вай­ские о-ваАв­стра­лия и Оке­а­ния
Клю­чев­ская Сопка4 750п-ов Кам­чат­каАзия
Эр­джи­яс3 916Ана­то­лий­ское плос­ко­го­рьеАзия
Ке­рин­чи3 800о. Су­мат­раАзия
Фуд­зи­я­ма3 776о. ХонсюАзия
Се­ме­ру3 676о. ЯваАзия
Ичин­ская Сопка3 621п-ов Кам­чат­каАзия
Ки­ли­ман­джа­ро5 895Тан­за­нияАф­ри­ка
Меру4 565Тан­за­нияАф­ри­ка
Ка­ри­сим­би4 507горы Ви­рун­гаАф­ри­ка
Ка­ме­рун4 070Ка­ме­рунАф­ри­ка
Тейде3 718о. Те­не­ри­феАф­ри­ка
Ори­са­ба5 747Мек­си­каСе­вер­ная Аме­ри­ка
По­по­ка­те­пель5 452Мек­си­каСе­вер­ная Аме­ри­ка
Сан форд4 949Аляс­каСе­вер­ная Аме­ри­ка
Рей­нир4 392Кас­кад­ные горыСе­вер­ная Аме­ри­ка
Шаста4 317Кас­кад­ные горыСе­вер­ная Аме­ри­ка
Таху­муль­ко4 220Гва­те­ма­лаСе­вер­ная Аме­ри­ка
Лью­льяй­лья­ко6 723Чили - Ар­ген­ти­наЮжная Аме­ри­ка
Са­ха­ма6 520Бо­ли­вияЮжная Аме­ри­ка
Ко­ро­пу­на6 425ПеруЮжная Аме­ри­ка
Сан-Педро6 154ЧилиЮжная Аме­ри­ка
Ко­то­па­хи5 897Эк­ва­дорЮжная Аме­ри­ка
Руис5 400Ко­лум­бияЮжная Аме­ри­ка

 

Сколь­ко за­пи­сей в дан­ном фраг­мен­те удо­вле­тво­ря­ют усло­вию

(Вы­со­та над уров­нем моря (в мет­рах) < 5000) И (Часть света = «Се­вер­ная Аме­ри­ка»)

ИЛИ

(Ме­сто­по­ло­же­ние = «Перу»)?

В от­ве­те ука­жи­те одно число  — ис­ко­мое ко­ли­че­ство за­пи­сей.


Ответ:

13
Тип Д12 № 674
i

Пе­ре­ве­ди­те число 305 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число  — ко­ли­че­ство еди­ниц.


Ответ:

14
Тип Д13 № 675
i

У ис­пол­ни­те­ля Квад­ра­тор две ко­ман­ды, ко­то­рым при­сво­е­ны но­ме­ра:

 

1. воз­ве­ди в квад­рат

2. при­бавь 3

 

Пер­вая из них воз­во­дит число на экра­не во вто­рую сте­пень, вто­рая  — при­бав­ля­ет к числу 3. Со­ставь­те ал­го­ритм по­лу­че­ния из числа 1 числа 262, со­дер­жа­щий не более 5 ко­манд. В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко но­ме­ра ко­манд. В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко но­ме­ра ко­манд. (На­при­мер, 11221  — это ал­го­ритм: воз­ве­ди в квад­рат, воз­ве­ди в квад­рат, при­бавь 3, при­бавь 3, воз­ве­ди в квад­рат, ко­то­рый пре­об­ра­зу­ет число 2 в 484.) Если таких ал­го­рит­мов более од­но­го, то за­пи­ши­те любой из них.


Ответ:

15
Тип Д14 № 676
i

Файл раз­ме­ром 9 Кбайт пе­ре­да­ет­ся через не­ко­то­рое со­еди­не­ние за 36 се­кунд. Опре­де­ли­те, за сколь­ко се­кунд можно пе­ре­дать этот же файл через со­еди­не­ние, ско­рость ко­то­ро­го на 1024 бит в се­кун­ду боль­ше. В от­ве­те ука­жи­те одно число  — ко­ли­че­ство се­кунд. Еди­ни­цы из­ме­ре­ния пи­сать не нужно.


Ответ:

16
Тип Д15 № 677
i

Не­ко­то­рый ал­го­ритм из одной це­поч­ки сим­во­лов по­лу­ча­ет новую це­поч­ку сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Сна­ча­ла вы­чис­ля­ет­ся длина ис­ход­ной це­поч­ки сим­во­лов; если она не­чет­на, то уда­ля­ет­ся сред­ний сим­вол це­поч­ки сим­во­лов, а если четна, то в конец це­поч­ки до­бав­ля­ет­ся буква С. В по­лу­чен­ной це­поч­ке сим­во­лов каж­дая буква за­ме­ня­ет­ся бук­вой, сле­ду­ю­щей за ней в рус­ском ал­фа­ви­те (А  — на Б, Б  — на В и т. д., а Я  — на А). По­лу­чив­ша­я­ся таким об­ра­зом це­поч­ка яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том ра­бо­ты ал­го­рит­ма.

На­при­мер, если ис­ход­ной была це­поч­ка ЛЕС, то ре­зуль­та­том ра­бо­ты ал­го­рит­ма будет це­поч­ка МТ, а если ис­ход­ной была це­поч­ка ГОРА, то ре­зуль­та­том ра­бо­ты ал­го­рит­ма будет це­поч­ка ДПСБТ.

Дана це­поч­ка сим­во­лов СТЕПЬ. Какая це­поч­ка сим­во­лов по­лу­чит­ся, если к дан­ной це­поч­ке при­ме­нить опи­сан­ный ал­го­ритм два­жды (т. е. при­ме­нить ал­го­ритм к дан­ной це­поч­ке, а затем к ре­зуль­та­ту вновь при­ме­нить ал­го­ритм)? Рус­ский ал­фа­вит: АБВ­ГДЕ­еЖ­ЗИЙ­КЛМ­НОПР­СТУ­ФХ­ЦЧ­Ш­ЩЪ­Ы­Ь­Э­ЮЯ.


Ответ:

17
Тип 7 № 678
i

До­ступ к файлу teach.ru, на­хо­дя­ще­му­ся на сер­ве­ре school.org, осу­ществ­ля­ет­ся по про­то­ко­лу ftp. Фраг­мен­ты ад­ре­са файла за­ко­ди­ро­ва­ны бук­ва­ми от А до Ж. За­пи­ши­те по­сле­до­ва­тель­ность этих букв, ко­ди­ру­ю­щую адрес ука­зан­но­го файла в сети Ин­тер­нет.

 

A)  .ru

Б)  :/

B)  ftp

Г)  /school

Д)  /

Е)  .org

Ж)  teach


Ответ:

18
Тип Д16 № 679
i

В таб­ли­це при­ве­де­ны за­про­сы к по­ис­ко­во­му сер­ве­ру. Для каж­до­го за­про­са ука­зан его код  — со­от­вет­ству­ю­щая буква от А до Г. Рас­по­ло­жи­те коды за­про­сов слева на­пра­во в по­ряд­ке воз­рас­та­ния ко­ли­че­ства стра­ниц, ко­то­рые нашел по­ис­ко­вый сер­вер по каж­до­му за­про­су. По всем за­про­сам было най­де­но раз­ное ко­ли­че­ство стра­ниц. Для обо­зна­че­ния ло­ги­че­ской опе­ра­ции «ИЛИ» в за­про­се ис­поль­зу­ет­ся сим­вол «|», а для ло­ги­че­ской опе­ра­ции «И»  — «&»:

 

КодЗа­прос
АДуб & Клен & Бе­ре­за
БДуб | Клен
ВДуб & Бе­ре­за
Г(Дуб & Бе­ре­за) | Клен

Ответ:

19
Тип Д17 C3 № 680
i

В элек­трон­ную таб­ли­цу за­нес­ли ре­зуль­та­ты сдачи нор­ма­ти­вов по лег­кой ат­ле­ти­ке среди уча­щих­ся 7−11 клас­сов. На ри­сун­ке при­ве­де­ны пер­вые стро­ки по­лу­чив­шей­ся таб­ли­цы:

 

ABCDEFG
1Фа­ми­лияИмяПолГод рож­де­нияБег 1000 мет­ров, мин.Бег 30 мет­ров, сек.Пры­жок в длину с места, см
2Пу­до­ваКсе­нияж19974,474,12209
3Гу­се­ваМарияж19984,475,82205
3Лель­ко­ваНа­деж­даж19995,035,24198
5ТильЕв­ге­нийм19993,325,87210
6Ли­ма­ни­наНеллиж19985,575,32182

 

В столб­це А ука­за­на фа­ми­лия; в столб­це В  — имя; в столб­це С  — пол; в столб­це D  — год рож­де­ния; в столб­це Е  — ре­зуль­та­ты в беге на 1000 мет­ров; в столб­це F  — ре­зуль­та­ты в беге на 30 мет­ров; в столб­це G  — ре­зуль­та­ты по прыж­кам в длину с места. Всего в элек­трон­ную таб­ли­цу были за­не­се­ны дан­ные по 1000 уча­щих­ся.

 

Вы­пол­ни­те за­да­ние.

 

От­крой­те файл с дан­ной элек­трон­ной таб­ли­цей (рас­по­ло­же­ние файла Вам со­об­щат ор­га­ни­за­то­ры эк­за­ме­на). На ос­но­ва­нии дан­ных, со­дер­жа­щих­ся в этой таб­ли­це, от­веть­те на два во­про­са.

 

1.  Сколь­ко про­цен­тов участ­ни­ков про­бе­жа­ло ди­стан­цию в 1000 м мень­ше, чем за 5 минут? Ответ за­пи­ши­те в ячей­ку L1 таб­ли­цы.

 

2.  Най­ди­те раз­ность в см с точ­но­стью до де­ся­тых между сред­ним ре­зуль­та­том у маль­чи­ков и сред­ним ре­зуль­та­том у де­во­чек в прыж­ках в длину. Ответ на этот во­прос за­пи­ши­те в ячей­ку L2 таб­ли­цы.

 

task19.xls


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

20
Тип Д18 C3 № 681
i

Вы­бе­ри­те ОДНО из пред­ло­жен­ных ниже за­да­ний: 15.1 или 15.2.

 

15.1 Ис­пол­ни­тель Робот умеет пе­ре­ме­щать­ся по ла­би­рин­ту, на­чер­чен­но­му на плос­ко­сти, раз­би­той на клет­ки. Между со­сед­ни­ми (по сто­ро­нам) клет­ка­ми может сто­ять стена, через ко­то­рую Робот прой­ти не может. У Ро­бо­та есть де­вять ко­манд. Че­ты­ре ко­ман­ды  — это ко­ман­ды-при­ка­зы:

вверх вниз влево впра­во

При вы­пол­не­нии любой из этих ко­манд Робот пе­ре­ме­ща­ет­ся на одну клет­ку со­от­вет­ствен­но: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , впра­во →. Если Робот по­лу­чит ко­ман­ду пе­ре­дви­же­ния сквозь стену, то он раз­ру­шит­ся. Также у Ро­бо­та есть ко­ман­да за­кра­сить, при ко­то­рой за­кра­ши­ва­ет­ся клет­ка, в ко­то­рой Робот на­хо­дит­ся в на­сто­я­щий мо­мент.

Еще че­ты­ре ко­ман­ды  — это ко­ман­ды про­вер­ки усло­вий. Эти ко­ман­ды про­ве­ря­ют, сво­бо­ден ли путь для Ро­бо­та в каж­дом из че­ты­рех воз­мож­ных на­прав­ле­ний:

свер­ху сво­бод­но  снизу сво­бод­но  слева сво­бод­но  спра­ва сво­бод­но

Эти ко­ман­ды можно ис­поль­зо­вать вме­сте с усло­ви­ем «если», име­ю­щим сле­ду­ю­щий вид:

если усло­вие то

по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд

все

 

Здесь усло­вие  — одна из ко­манд про­вер­ки усло­вия. По­сле­до­ва­тель­ность ко­манд  — это одна или не­сколь­ко любых ко­манд-при­ка­зов. На­при­мер, для пе­ре­дви­же­ния на одну клет­ку впра­во, если спра­ва нет стен­ки, и за­кра­ши­ва­ния клет­ки можно ис­поль­зо­вать такой ал­го­ритм:

если спра­ва сво­бод­но то

впра­во

за­кра­сить

все

 

В одном усло­вии можно ис­поль­зо­вать не­сколь­ко ко­манд про­вер­ки усло­вий, при­ме­няя ло­ги­че­ские связ­ки и, или, не, на­при­мер:

если (спра­ва сво­бод­но) и (не снизу сво­бод­но) то

впра­во

все

 

Для по­вто­ре­ния по­сле­до­ва­тель­но­сти ко­манд можно ис­поль­зо­вать цикл «пока», име­ю­щий сле­ду­ю­щий вид:

нц пока усло­вие

по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд

кц

 

На­при­мер, для дви­же­ния впра­во, пока это воз­мож­но, можно ис­поль­зо­вать сле­ду­ю­щий ал­го­ритм:

нц пока спра­ва сво­бод­но

впра­во

кц

 

 

Вы­пол­ни­те за­да­ние.

На бес­ко­неч­ном поле име­ет­ся лест­ни­ца. Сна­ча­ла лест­ни­ца спус­ка­ет­ся вниз слева на­пра­во, потом под­ни­ма­ет­ся вверх также слева на­пра­во. После подъ­ема лест­ни­ца пе­ре­хо­дит в вер­ти­каль­ную стену. Вы­со­та каж­дой сту­пе­ни  — 1 клет­ка, ши­ри­на  — 1 клет­ка. Ко­ли­че­ство сту­пе­нек, ве­ду­щих вверх, и ко­ли­че­ство сту­пе­нек, ве­ду­щих вниз, не­из­вест­но. Между спус­ком и подъ­емом ши­ри­на пло­щад­ки  — 1 клет­ка. Робот на­хо­дит­ся в клет­ке, рас­по­ло­жен­ной в на­ча­ле спус­ка. На ри­сун­ке ука­зан один из воз­мож­ных спо­со­бов рас­по­ло­же­ния стен и Ро­бо­та (Робот обо­зна­чен бук­вой «Р») .

На­пи­ши­те для Ро­бо­та ал­го­ритм, за­кра­ши­ва­ю­щий все клет­ки, рас­по­ло­жен­ные не­по­сред­ствен­но над лест­ни­цей, как по­ка­за­но на ри­сун­ке. Тре­бу­ет­ся за­кра­сить толь­ко клет­ки, удо­вле­тво­ря­ю­щие дан­но­му усло­вию. На­при­мер, для при­ве­ден­но­го выше ри­сун­ка Робот дол­жен за­кра­сить сле­ду­ю­щие клет­ки (см. рис.).

Ко­неч­ное рас­по­ло­же­ние Ро­бо­та может быть про­из­воль­ным. Ал­го­ритм дол­жен ре­шать за­да­чу для про­из­воль­но­го раз­ме­ра поля и лю­бо­го до­пу­сти­мо­го рас­по­ло­же­ния стен внут­ри пря­мо­уголь­но­го поля. При ис­пол­не­нии ал­го­рит­ма Робот не дол­жен раз­ру­шить­ся, вы­пол­не­ние ал­го­рит­ма долж­но за­вер­шить­ся. Ал­го­ритм может быть вы­пол­нен в среде фор­маль­но­го ис­пол­ни­те­ля или за­пи­сан в тек­сто­вом ре­дак­то­ре. Со­хра­ни­те ал­го­ритм в тек­сто­вом файле.

 

 

15.2 Вве­ди­те с кла­ви­а­ту­ры 5 по­ло­жи­тель­ных целых чисел. Вы­чис­ли­те сумму тех из них, ко­то­рые де­лят­ся на 4 и при этом за­кан­чи­ва­ют­ся на 6. Про­грам­ма долж­на вы­ве­сти одно число: сумму чисел, вве­ден­ных с кла­ви­а­ту­ры, крат­ных 4 и окан­чи­ва­ю­щих­ся на 6.

 

При­мер ра­бо­ты про­грам­мы:

 

Вход­ные дан­ныеВы­ход­ные дан­ные
12
16
36
26
30
52

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.