СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Информатика
информатика
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 15 № 858

Вы­бе­ри­те ОДНО из пред­ло­жен­ных ниже за­да­ний: 15.1 или 15.2.

 

15.1 Ис­пол­ни­тель Робот умеет пе­ре­ме­щать­ся по ла­би­рин­ту, на­чер­чен­но­му на плос­ко­сти, раз­би­той на клет­ки. Между со­сед­ни­ми (по сто­ро­нам) клет­ка­ми может сто­ять стена, через ко­то­рую Робот прой­ти не может.

У Ро­бо­та есть де­вять ко­манд. Че­ты­ре ко­ман­ды — это ко­ман­ды-при­ка­зы:

 

вверх вниз влево впра­во

 

При вы­пол­не­нии любой из этих ко­манд Робот пе­ре­ме­ща­ет­ся на одну клет­ку со­от­вет­ствен­но: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , впра­во →. Если Робот по­лу­чит ко­ман­ду пе­ре­дви­же­ния сквозь стену, то он раз­ру­шит­ся.

Также у Ро­бо­та есть ко­ман­да за­кра­сить, при ко­то­рой за­кра­ши­ва­ет­ся клет­ка, в ко­то­рой Робот на­хо­дит­ся в на­сто­я­щий мо­мент.

Ещё че­ты­ре ко­ман­ды —  это ко­ман­ды про­вер­ки усло­вий. Эти ко­ман­ды про­ве­ря­ют, сво­бо­ден ли путь для Ро­бо­та в каж­дом из четырёх воз­мож­ных на­прав­ле­ний:

 

свер­ху сво­бод­но  снизу сво­бод­но  слева сво­бод­но  спра­ва сво­бод­но

 

Эти ко­ман­ды можно ис­поль­зо­вать вме­сте с усло­ви­ем «если», име­ю­щим сле­ду­ю­щий вид:

 

если усло­вие то

по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд

все

 

Здесь усло­вие — одна из ко­манд про­вер­ки усло­вия. По­сле­до­ва­тель­ность ко­манд — это одна или не­сколь­ко любых ко­манд-при­ка­зов. На­при­мер, для пе­ре­дви­же­ния на одну клет­ку впра­во, если спра­ва нет стен­ки, и за­кра­ши­ва­ния клет­ки можно ис­поль­зо­вать такой ал­го­ритм:

если спра­ва сво­бод­но то

впра­во

за­кра­сить

все

 

В одном усло­вии можно ис­поль­зо­вать не­сколь­ко ко­манд про­вер­ки усло­вий, при­ме­няя ло­ги­че­ские связ­ки и, или, не, на­при­мер:

 

если (спра­ва сво­бод­но) и (не снизу сво­бод­но) то

впра­во

все

 

Для по­вто­ре­ния по­сле­до­ва­тель­но­сти ко­манд можно ис­поль­зо­вать цикл «пока», име­ю­щий сле­ду­ю­щий вид:

 

нц пока усло­вие

по­сле­до­ва­тель­ность ко­манд

кц

 

На­при­мер, для дви­же­ния впра­во, пока это воз­мож­но, можно ис­поль­зо­вать сле­ду­ю­щий ал­го­ритм:

 

нц пока спра­ва сво­бод­но

впра­во

кц

 

Вы­пол­ни­те за­да­ние.

На бес­ко­неч­ном поле име­ют­ся че­ты­ре стены, со­единённые между собой, ко­то­рые об­ра­зу­ют пря­мо­уголь­ник. Длины стен не­из­вест­ны. В левой вер­ти­каль­ной стене есть ровно один про­ход, в ниж­ней го­ри­зон­таль­ной стене

также есть ровно один про­ход. Про­ход не может при­мы­кать к углу пря­мо­уголь­ни­ка. Точ­ные места про­хо­дов и ши­ри­на про­хо­дов не­из­вест­ны. Робот на­хо­дит­ся около ниж­не­го конца левой вер­ти­каль­ной стены, сна­ру­жи пря­мо­уголь­ни­ка и выше ниж­ней стены. На ри­сун­ке ука­зан один из воз­мож­ных спо­со­бов рас­по­ло­же­ния стен и Ро­бо­та (Робот обо­зна­чен бук­вой «Р»).

 

На­пи­ши­те для Ро­бо­та ал­го­ритм, за­кра­ши­ва­ю­щий все клет­ки, рас­по­ло­жен­ные вдоль стен пря­мо­уголь­ни­ка с внут­рен­ней сто­ро­ны. Про­хо­ды долж­ны остать­ся не­за­кра­шен­ны­ми. Робот дол­жен за­кра­сить толь­ко клет­ки, удо­вле­тво­ря­ю­щие дан­но­му усло­вию. На­при­мер, для при­ведённого выше ри­сун­ка Робот дол­жен за­кра­сить сле­ду­ю­щие клет­ки (см. ри­су­нок).

 

 

При ис­пол­не­нии ал­го­рит­ма Робот не дол­жен раз­ру­шить­ся, вы­пол­не­ние ал­го­рит­ма долж­но за­вер­шить­ся. Ко­неч­ное рас­по­ло­же­ние Ро­бо­та может быть про­из­воль­ным. Ал­го­ритм дол­жен ре­шать за­да­чу для лю­бо­го до­пу­сти­мо­го

рас­по­ло­же­ния стен и лю­бо­го рас­по­ло­же­ния и раз­ме­ра про­хо­да внут­ри стены. Ал­го­ритм может быть вы­пол­нен в среде фор­маль­но­го ис­пол­ни­те­ля или за­пи­сан в тек­сто­вом ре­дак­то­ре.

 

 

 

 

 

 

 

 

15.2 На­пи­ши­те про­грам­му, ко­то­рая в по­сле­до­ва­тель­но­сти на­ту­раль­ных чисел опре­де­ля­ет ми­ни­маль­ное чётное число.

Про­грам­ма по­лу­ча­ет на вход ко­ли­че­ство чисел в по­сле­до­ва­тель­но­сти, а затем сами числа. В по­сле­до­ва­тель­но­сти все­гда име­ет­ся чётное число. Ко­ли­че­ство чисел не пре­вы­ша­ет 1000. Введённые числа не пре­вы­ша­ют 30 000.

Про­грам­ма долж­на вы­ве­сти одно число — ми­ни­маль­ное чётное число.

 

При­мер ра­бо­ты про­грам­мы:

 

Вход­ные дан­ныеВы­ход­ные дан­ные

4

3

20

6

8

6

Ре­ше­ние.

15.1 Ко­ман­ды ис­пол­ни­те­ля будем за­пи­сы­вать жир­ным шриф­том, а ком­мен­та­рии, по­яс­ня­ю­щие ал­го­ритм и не яв­ля­ю­щи­е­ся его ча­стью, —кур­си­вом. На­ча­ло ком­мен­та­рия будем обо­зна­чать сим­во­лом «|».

 

| Дви­га­ем­ся вверх, пока не дойдём до про­хо­да в стене,

нц пока не спра­ва сво­бод­но

вверх

кц

 

| Через про­ход вхо­дим внутрь пря­мо­уголь­ни­ка

впра­во

 

| Дви­га­ем­ся вниз до ниж­ней стены, за­кра­ши­вая все клет­ки на пути

нц пока снизу сво­бод­но

вниз

за­кра­сить

кц

 

| Дви­га­ем­ся впра­во, вдоль стены до про­хо­да, за­кра­ши­ва­ем все клет­ки на пути

нц пока не снизу сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

кц

 

| Дви­га­ем­ся впра­во, пе­ре­се­ка­ем про­ход в стене

нц пока снизу сво­бод­но

впра­во

кц

 

| Дви­га­ем­ся впра­во, вдоль стены до конца стены, за­кра­ши­ва­ем все клет­ки на пути

нц пока спра­ва сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

кц

 

| Дви­га­ем­ся вверх, вдоль вер­ти­каль­ной стены, за­кра­ши­ва­ем все клет­ки на пути

нц пока свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

вверх

кц

 

| Дви­га­ем­ся влево, вдоль верх­ней го­ри­зон­таль­ной стены, за­кра­ши­ва­ем все клет­ки на пути

нц пока слева сво­бод­но

за­кра­сить

влево

кц

 

| Дви­га­ем­ся вниз, вдоль стены, до про­хо­да в стене, за­кра­ши­ва­ем все клет­ки на пути

нц пока не слева сво­бод­но

за­кра­сить

вниз

кц

 

Воз­мож­ны и дру­гие ва­ри­ан­ты ре­ше­ния.

 

15.2 Ре­ше­ни­ем яв­ля­ет­ся про­грам­ма, за­пи­сан­ная на любом языке про­грам­ми­ро­ва­ния. При­мер вер­но­го ре­ше­ния, за­пи­сан­но­го на языке Пас­каль:

 

var n,i,a,min: integer;

begin

readln(n);

min := 30001;

for i := 1 to n do

begin

readln(a);

if (a mod 2 = 0) and (a < min)

then min:= a;

end;

writeln(min)

end.

 

Воз­мож­ны и дру­гие ва­ри­ан­ты ре­ше­ния. Для про­вер­ки пра­виль­но­сти ра­бо­ты про­грам­мы не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать сле­ду­ю­щие тесты:

 

Вход­ные дан­ныеВы­ход­ные дан­ные
1

3

10

4

19

4
2

3

11

22

44

22
3

3

9

11

2

2