Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 15.1 или 15.2.
15.1 Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды — это команды-приказы:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Еще четыре команды — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырех возможных направлений:
сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «если», имеющим следующий вид:
если условие то
последовательность команд
все
Здесь условие — одна из команд проверки условия. Последовательность команд — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
нц пока условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц
Выполните задание.
На бесконечном поле имеется прямоугольник, ограниченный стенами. Длины сторон прямоугольника неизвестны. Робот находится внутри прямоугольника. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий клетки прямоугольника, примыкающие к его нижней и левой стенам. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведенного выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рис.).
Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.
15.2 Напишите программу, которая в последовательности целых чисел определяет их количество и сумму четных чисел. Программа получает на вход целые числа, количество введенных чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 — признак окончания ввода, не входит в последовательность).
Количество чисел не превышает 1000. Введенные числа по модулю не превышают 30 000. Программа должна вывести два числа: длину последовательности и сумму четных чисел.
Пример работы программы:
| Входные данные | Выходные данные |
| 4 60 15 0 | 3 64 |
15.1 Следующий алгоритм выполнит требуемую задачу.
нц
пока слева свободно
влево
кц
нц
пока сверху свободно
вверх
кц
нц пока снизу свободно
закрасить
вниз
кц
закрасить
нц пока справа свободно
закрасить
вправо
кц
закрасить
15.2 Решение
var N, a, sum: integer;
begin
sum := 0; N := 0;
readln(a);
while a <> 0 do begin
N := N + 1;
if (a mod 2=0) then
sum := sum + a;
readln(a);
end;
writeln(N);
writeln(sum)
end.
Приведем решение на языке Python.
sum = 0
num = 0
a = int(input())
while a != 0:
num += 1
if (a % 2 == 0):
sum += a
a = int(input())
print(num)
print(sum)
Для проверки правильности работы программы необходимо использовать следующие тесты:
| Входные данные | Выходные данные | |
|---|---|---|
| 1 | 1 20 21 30 0 | 4 50 |
| 2 | 10 0 | 1 10 |
| 3 | 101 29 0 | 2 0 |
| 4 | 45 1000 20 0 | 3 1020 |
Заметим, что первое выводимое число означает длину последовательности, то есть общее количество чисел в ней, а не количество четных чисел.



