информатика
сайты - меню - вход - новости




Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 20 № 421

Выберите ОДНО из пред­ло­жен­ных ниже заданий: 20.1 или 20.2.

 

Исполнитель Робот умеет пе­ре­ме­щать­ся по лабиринту, на­чер­чен­но­му на плоскости, раз­би­той на клетки. Между со­сед­ни­ми (по сторонам) клет­ка­ми может сто­ять стена, через ко­то­рую Робот прой­ти не может. У Ро­бо­та есть де­вять команд. Че­ты­ре команды — это команды-приказы:

 

вверх вниз влево вправо

 

При вы­пол­не­нии любой из этих ко­манд Робот пе­ре­ме­ща­ет­ся на одну клет­ку соответственно: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , впра­во →. Если Робот по­лу­чит ко­ман­ду пе­ре­дви­же­ния сквозь стену, то он разрушится. Также у Ро­бо­та есть ко­ман­да закрасить, при ко­то­рой за­кра­ши­ва­ет­ся клетка, в ко­то­рой Робот на­хо­дит­ся в на­сто­я­щий момент.

Ещё че­ты­ре команды — это ко­ман­ды про­вер­ки условий. Эти ко­ман­ды проверяют, сво­бо­ден ли путь для Ро­бо­та в каж­дом из четырёх воз­мож­ных направлений:

 

сверху свободно  снизу свободно  слева свободно  спра­ва свободно

 

Эти ко­ман­ды можно ис­поль­зо­вать вме­сте с усло­ви­ем «если», име­ю­щим сле­ду­ю­щий вид:

если условие то

последовательность команд

все

 

Здесь условие — одна из ко­манд про­вер­ки условия. Последовательность команд — это одна или не­сколь­ко любых команд-приказов. Например, для пе­ре­дви­же­ния на одну клет­ку вправо, если спра­ва нет стенки, и за­кра­ши­ва­ния клет­ки можно ис­поль­зо­вать такой алгоритм:

если спра­ва сво­бод­но то

вправо

закрасить

все

 

В одном усло­вии можно ис­поль­зо­вать не­сколь­ко ко­манд про­вер­ки условий, при­ме­няя ло­ги­че­ские связ­ки и, или, не, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

 

Для по­вто­ре­ния по­сле­до­ва­тель­но­сти ко­манд можно ис­поль­зо­вать цикл «пока», име­ю­щий сле­ду­ю­щий вид:

нц пока условие

последовательность команд

кц

 

Например, для дви­же­ния вправо, пока это возможно, можно ис­поль­зо­вать сле­ду­ю­щий алгоритм:

нц пока спра­ва сво­бод­но

вправо

кц

 

 

Выполните задание.

На бес­ко­неч­ном поле име­ет­ся вер­ти­каль­ная стена. Длина стены неизвестна. От ниж­не­го конца стены впра­во от­хо­дит го­ри­зон­таль­ная стена также не­из­вест­ной длины. Робот на­хо­дит­ся в клетке, рас­по­ло­жен­ной слева от вер­ти­каль­ной стены и выше го­ри­зон­таль­ной стены. На ри­сун­ке ука­зан один из воз­мож­ных спо­со­бов рас­по­ло­же­ния стен и Ро­бо­та (Робот обо­зна­чен бук­вой «Р»).

Напишите для Ро­бо­та алгоритм, за­кра­ши­ва­ю­щий все клетки, рас­по­ло­жен­ные ниже го­ри­зон­таль­ной стены и при­мы­ка­ю­щие к ней. Тре­бу­ет­ся за­кра­сить толь­ко клетки, удо­вле­тво­ря­ю­щие дан­но­му условию. Например, для приведённого выше ри­сун­ка Робот дол­жен за­кра­сить сле­ду­ю­щие клет­ки (см. рисунок).

Конечное рас­по­ло­же­ние Ро­бо­та может быть произвольным. Ал­го­ритм дол­жен ре­шать за­да­чу для про­из­воль­но­го раз­ме­ра поля и лю­бо­го до­пу­сти­мо­го рас­по­ло­же­ния стен внут­ри пря­мо­уголь­но­го поля. При ис­пол­не­нии ал­го­рит­ма Робот не дол­жен разрушиться, вы­пол­не­ние ал­го­рит­ма долж­но завершиться. Ал­го­ритм может быть вы­пол­нен в среде фор­маль­но­го ис­пол­ни­те­ля или за­пи­сан в тек­сто­вом редакторе. Со­хра­ни­те ал­го­ритм в тек­сто­вом файле.

 

 

20.2 Напишите про­грам­му для ре­ше­ния сле­ду­ю­щей задачи. Ка­ме­ра на­блю­де­ния ре­ги­стри­ру­ет в ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме ско­рость про­ез­жа­ю­щих мимо неё автомобилей, округ­ляя зна­че­ния ско­ро­сти до целых чисел. Не­об­хо­ди­мо опре­де­лить сред­нюю за­ре­ги­стри­ро­ван­ную ско­рость всех автомобилей. Если не менее двух ав­то­мо­би­лей дви­га­лись со ско­ро­стью не боль­ше 40 км/ч, вы­ве­ди­те «YES», иначе вы­ве­ди­те «NO».

Программа по­лу­ча­ет на вход число про­ехав­ших ав­то­мо­би­лей N (1 ≤ N ≤ 30), затем ука­зы­ва­ют­ся их скорости. Зна­че­ние ско­ро­сти не может быть мень­ше 1 и боль­ше 300.Программа долж­на сна­ча­ла вы­ве­сти сред­нюю скорость, затем «YES» или «NO».

 

Пример ра­бо­ты программы:

 

Входные данныеВыходные данные
4
74
69
63
96
76
NO

Пояснение.

20.1 Следующий ал­го­ритм вы­пол­нит тре­бу­е­мую задачу.

 

нц

пока спра­ва сво­бод­но

вправо

кц

 

нц

пока не спра­ва сво­бод­но

вниз

кц

 

вправо

 

нц пока не свер­ху свободно

закрасить

вправо

кц

 

20.2 Решение

 

var N, a, i, num: integer; s, ave: real;

begin

s := 0.0; num := 0;

readln(N);

for i := 1 to N do

begin

readln(a); s := s+a;

if a <= 40 then num := num + 1;

end;

ave := s/N;

writeln(ave:6:1);

if num >= 2 then writeln('YES')

else writeln('NO')

end.

 

Для про­вер­ки пра­виль­но­сти ра­бо­ты про­грам­мы не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать сле­ду­ю­щие тесты:

 

Входные данныеВыходные данные
1

3

50

81

65

31

0

2

1

35

0

1

3

2

40

40

32

1

4

3

15

25

140

15

2

Спрятать пояснение · ·
Julia Samarina 04.09.2016 18:57

В задание 20.1 ошибка

Если горизонтальная стена будет доходить до конца поля, то при данном алгоритме робот разрушится, что противоречит условию задачи.

Если последнее действие :

нц пока не свер­ху сво­бод­но

за­кра­сить

впра­во

кц

 

заменить на :

нц пока не сверху свободно

закрасить

если справа свободно то вправо всё

кц

 

Робот не разрушится.

Сергей Никифоров

В таких заданиях обычно подразумевается, что поле бесконечное, то есть описанная вами ситуация невозможна.

Дмитрий Султанов 12.02.2017 20:22

В задании 20.2, в 12 строке лишний знак Л "if num >= 2 then writeln(ЛYES')".

Александр Великий 08.05.2017 18:49

20.2 - В условии ошибка

Выходные данные

Должно быть:

75.5

NO

Роман Комиссаров 11.05.2017 21:53

в тексте задания не правильно указаны выходные данные. (74 69 63 96)/4=75,5