При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Определите размер следующего предложения в данной кодировке: Я вас любил: любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем.
1) 66 байт
2) 1056 бит
3) 528 байт
4) 132 бит
Ответ:
Для какого из приведённых чисел истинно высказывание:
НЕ (Первая цифра чётная) И (Последняя цифра нечётная)?
1) 1234
2) 6843
3) 3561
4) 4562
Ответ:
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и C (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).
Ответ:
Пользователь работал с каталогом Автомобили. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем спустился на один уровень вниз, потом ещё раз спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге
С:\Транспорт\Сухопутный\Почтовый\Железнодорожный.
Запишите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу.
1) С:\Транспорт\Сухопутный\Автомобили
2) С:\Транспорт\Сухопутный\Почтовый\Автомобили
3) С:\Автомобили
4) С:\Автомобили\Транспорт
Ответ:
Дан фрагмент электронной таблицы:
A | B | C | D | |
---|---|---|---|---|
1 | 2 | 4 | 6 | 8 |
2 | =В1-А1 | =А1*2 | =D1-2 |
Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке C2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) =С1+В1
2) =А1-1
3) =С1+1
4) =С1-А1
Ответ:
Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует две команды: Вперёд n (где n — целое число), вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения; Направо m (где m — целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке. Запись Повтори k [Команда1 Команда2 КомандаЗ] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.
Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 12 [Направо 45 Вперёд 20 Направо 45]
Какая фигура появится на экране?
1) квадрат
2) правильный двенадцатиугольник
3) правильный восьмиугольник
4) незамкнутая ломаная линия
Ответ:
От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:
••−•−•••−•−−••−
При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:
Т | А | У | Ж | Х |
---|---|---|---|---|
− | •− | ••− | •••− | •••• |
Определите текст радиограммы. В ответе укажите, сколько букв было в исходной радиограмме.
Ответ:
В алгоритме, записанном ниже, используются переменные a и b. Символ «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» — соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:
а := 5
b := 2 + a
а := a*b
b := 2*a - b
В ответе укажите одно целое число — значение переменной b.
Ответ:
Запишите значение переменной y, полученное в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на пяти языках программирования.
Бейсик | Python |
---|---|
DIM y, i AS INTEGER y = 0 FOR i = 1 TO 3 y = y + 4 * i NEXT i PRINT y | y = 0 for i in range(1,4): y = y + 4 * i print (y)
|
Паскаль | Алгоритмический язык |
var y, i: integer; begin y := 0; for i := 1 to 3 do y := y + 4 * i; writeln(y); end.
| алг нач цел y, i y := 0 нц для i от 1 до 3 y := y + 4 * i кц вывод y кон |
С++ | |
#include <iostream> using namespace std; int main() { int y = 0; for (int i = 1; i <= 3; i++) y = y + 4 * i; cout << y; return 0; } |
Ответ:
В таблице Dat хранятся данные о количестве краткосрочных командировок, в которые приходилось ездить сотруднику за последний год (Dat[1] — количество командировок в январе, Dat[2] — количество командировок в феврале и т. д.). Определите, что будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма, записанного на пяти алгоритмических языках.
Бейсик | Python |
---|---|
DIM Dat(12) AS INTEGER DIM k, m, month AS INTEGER Dat(1) = 2: Dat(2) = 5 Dat(3) = 6: Dat(4) = 8 Dat(5) = 8: Dat(6) = 5 Dat(7) = 3: Dat(8) = 7 Dat(9) = 4: Dat(10) = 4 Dat(11) = 8: Dat(12) = 7 m = Dat(1); month = 1 FOR k = 2 TO 12 IF Dat(k) >= m THEN m = Dat(k) month = k ENDIF NEXT k PRINT month | Dat = [2, 5, 6, 8, 8, 5, 3, 7, 4, 4, 8, 7] m = Dat[0] month = 1 for k in range(1, 12): if Dat[k] >= m: m = Dat[k] month = k + 1 print (month)
|
Паскаль | Алгоритмический язык |
Var k, m, month: integer; Dat: array[1..12] of integer; Begin Dat[1] := 2; Dat[2] := 5; Dat[3] := 6; Dat[4] := 8; Dat[5] := 8; Dat[6] := 5; Dat[7] := 3; Dat[8] := 7; Dat[9] := 4; Dat[10] := 4; Dat[11] := 8; Dat[12] := 7; m := Dat[1]; month := 1; for k := 2 to 12 do if Dat[k] >= m then begin m := Dat[k]; month := k; end; writeln(month); End.
| алг нач целтаб Dat[1:12] цел k, m, month Dat[1] := 2 Dat[2] := 5 Dat[3] := 6 Dat[4] := 8 Dat[5] := 8 Dat[6] := 5 Dat[7] := 3 Dat[8] := 7 Dat[9] := 4 Dat[10] := 4 Dat[11] := 8 Dat[12] := 7 m := Dat[1] month := 1 нц для k от 2 до 12 если Dat[k] >= m то m := Dat[k] month := k все кц вывод month кон |
С++ | |
#include <iostream> using namespace std; int main() { int Dat[12] = {2, 5, 6, 8, 8, 5, 3, 7, 4, 4, 8, 7}; int m = Dat[0]; int month = 1; for (int k = 1; k < 12; k++) if (Dat[k] >= m) { m = Dat[k]; month = k + 1; } cout << month; return 0; } |
Ответ:
На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?
Ответ:
Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования»:
Пункт назначения | Категория поезда | Время в пути | Вокзал |
---|---|---|---|
Уфа | пассажирский | 30:57 | Павелецкий |
Уфа | фирменный | 25:37 | Казанский |
Хабаровск | скорый | 148:34 | Ярославский |
Хеб | скорый | 37:57 | Белорусский |
Хмельницкий | скорый | 18:36 | Киевский |
Худжанд | пассажирский | 70:26 | Павелецкий |
Челябинск | скорый | 34:22 | Павелецкий |
Челябинск | пассажирский | 41:48 | Павелецкий |
Челябинск | скорый | 39:33 | Белорусский |
Челябинск | скорый | 33:21 | Курский |
Чита | пассажирский | 107:22 | Ярославский |
Эрдэнэт | скорый | 102:25 | Ярославский |
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию
(Вокзал = «Павелецкий») ИЛИ (Время в пути > 35:00)?
В ответе укажите одно число — искомое количество записей.
Ответ:
Переведите двоичное число 1100011 в десятичную систему счисления.
Ответ:
У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:
1. зачеркни справа
2. возведи в квадрат
Первая из них удаляет крайнюю правую цифру на экране, вторая — возводит число во вторую степень . Составьте алгоритм получения из числа 3 числа 6, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. (Например, 12121 — это алгоритм зачеркни справа, возведи в квадрат, зачеркни справа, возведи в квадрат, зачеркни справа, который преобразует число 73 в 1.) Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Ответ:
Файл размером 20 Кбайт передаётся через некоторое соединение со скоростью 1024 бит в секунду. Определите на сколько секунд быстрее можно передать этот же файл через другое соединение со скоростью 2048 бит в секунду.
В ответе укажите одно число — количество секунд.
Ответ:
Автомат получает на вход два двузначных десятичных числа. По полученным числам строится новое десятичное число по следующим правилам.
1. Вычисляются два числа — сумма цифр первого числа и сумма цифр второго числа.
2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке неубывания (без разделителей).
Пример. Исходные числа: 73 и 45. Сумма цифр первого числа: 10, сумма цифр второго числа: 9. Результат: 910.
Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата:
211 1717 1817 1718 1719 219 21 10
В ответе запишите только количество чисел.
Ответ:
Доступ к файлу name.gif, находящемуся на сервере jour.com, осуществляется по протоколу ftp. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
A) .com
Б) ftp
B) jour
Г) /
Д) ://
Е) .gif
Ж) name
Ответ:
В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Расположите обозначения запросов в порядке возрастания количества страниц, которые найдёт поисковый сервер по каждому запросу. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»:
Код | Запрос |
---|---|
А | мопсы & пудели & паспорт & родословная |
Б | пудели & (родословная | паспорт) |
В | (пудели | мопсы) & (родословная | паспорт) |
Г | мопсы & пудели & (родословная | паспорт) |
Ответ:
Среди учеников 5−11 классов проводили социологический опрос. Результаты занесли в электронную таблицу. Ниже приведены первые пять строк таблицы:
A | B | C | D | E | |
---|---|---|---|---|---|
1 | Фамилия | Имя | Класс | Любимый предмет | Оценка за любимый предмет |
2 | Александров | Артемий | 5 | информатика | 4 |
3 | Александрова | Александра | 6 | алгебра | 4 |
4 | Анай | Ангыр | 10 | геометрия | 4 |
5 | Ананкина | Полина | 8 | русский язык | 4 |
6 | Андреев | Ярослав | 7 | информатика | 5 |
Каждая строка таблицы содержит запись об одном ученике. В столбце А записана фамилия, в столбце В - имя, в столбце С — класс, в столбце D — любимый предмет, в столбце Е — оценка за любимый предмет.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько учеников любят информатику? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Какой процент учеников 8 класса имеют оценку за любимый предмет 4 или 5? Ответ на этот вопрос с точностью не менее 2 знаков после запятой запишите в ячейку H3 таблицы.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 15.1 или 15.2.
Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды — это команды-приказы:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «если», имеющим следующий вид:
если условие то
последовательность команд
все
Здесь условие — одна из команд проверки условия. Последовательность команд — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
нц пока условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц
Выполните задание.
На бесконечном поле имеются две одинаковые горизонтальные параллельные стены, расположенные друг под другом и отстоящие друг от друга более чем на 1 клетку. Левые края стен находятся на одном уровне. Длины стен неизвестны. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно под верхней стеной.На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные ниже горизонтальных стен. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).
Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.
15.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет сумму чисел, кратных 5. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 5. Количество чисел не превышает 100. Введённые числа не превышают 300. Программа должна вывести одно число — сумму чисел, кратных 5.
Пример работы программы:
Входные данные | Выходные данные |
3 15 25 6 | 40 |
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.