При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Определите размер следующего предложения в данной кодировке: Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой.
1) 672 бит
2) 42 байт
3) 336 байт
4) 84 бит
Ответ:
Для какого из приведённых чисел ложно высказывание: НЕ (число > 30) ИЛИ (число нечётное)?
1) 28
2) 34
3) 17
4) 45
Ответ:
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.
A | B | C | D | E | |
A | 1 | 5 | 2 | ||
B | 1 | 6 | |||
C | 5 | 1 | 7 | ||
D | 6 | 1 | |||
E | 2 | 7 |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и D (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).
Ответ:
Пользователь работал с файлом C:\Document\Seminar\Math\lesson.htm. Затем он поднялся на один уровень вверх, создал там каталог Info, в нём создал ещё один каталог Form и переместил в него файл lesson.htm. Каким стало полное имя этого файла после перемещения?
1) C:\Document\Math\Form\lesson.htm
2) C:\Seminar\Math\Form\lesson.htm
3) C:\Document\Info\Form\lesson.htm
4) C:\Document\Seminar\Info\Form\lesson.htm
Ответ:
Дан фрагмент электронной таблицы.
A | B | C | D | |
1 | 3 | 4 | 2 | 5 |
2 | =D1–1 | =A1+B1 | =C1+D1 |
Какая из формул, приведённых ниже, может быть записана в ячейке A2, чтобы построенная после выполнения вычислений диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) =D1–A1
2) =B1/C1
3) =D1–C1+1
4) =B1*4
Ответ:
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается, если отрицательные — уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (1, 1), то команда Сместиться на (–2, 4) переместит Чертёжника в точку (–1, 5). Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3
Конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 раз
Сместиться на (1, 3) Сместиться на (–2, –5)
конец
Сместиться на (4, 8)
Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?
1) Сместиться на (–1, 2)
2) Сместиться на (–1, –2)
3) Сместиться на (1, –2)
4) Сместиться на (–2, 1)
Ответ:
Вася шифрует русские слова, записывая вместо каждой буквы её номер в алфавите (без пробелов). Номера букв даны в таблице:
А 1 | Й 11 | У 21 | Э 31 |
Б 2 | К 12 | Ф 22 | Ю 32 |
В 3 | Л 13 | Х 23 | Я 33 |
Г 4 | М 14 | Ц 24 | |
Д 5 | Н 15 | Ч 25 | |
Е 6 | О 16 | Ш 26 | |
Ё 7 | П 17 | Щ 27 | |
Ж 8 | Р 18 | Ъ 28 | |
З 9 | С 19 | Ы 29 | |
И 10 | Т 20 | Ь 30 |
Некоторые шифровки можно расшифровать не одним способом. Например, 12112 может означать «АБАК», может — «КАК», а может — «АБААБ». Даны четыре шифровки:
3102030
3102033
3112030
3112233
Только одна из них расшифровывается единственным способом. Найдите её и расшифруйте. То, что получилось, запишите в качестве ответа.
Ответ:
В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «–», «*» и «/» – соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствует правилам арифметики.
Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:
a := 1
b := 4
a := 2*a+3*b
b := a/2*b
В ответе укажите одно целое число — значение переменной b.
Ответ:
Запишите значение переменной y, полученное в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на пяти языках программирования.
Бейсик | Python |
---|---|
DIM y, i AS INTEGER y = 5 FOR i = 1 TO 3 y = y + 5 * i NEXT i PRINT y | y = 5 for i in range(1,4): y = y + 5 * i print (y)
|
Паскаль | Алгоритмический язык |
var y, i: integer; begin y := 5; for i := 1 to 3 do y := y + 5 * i; writeln(y); end.
| алг нач цел y, i y := 5 нц для i от 1 до 3 y := y + 5 * i кц вывод y кон |
С++ | |
#include <iostream> using namespace std; int main() { int y = 5; for (int i = 1; i <= 3; i++) y = y + 5 * i; cout << y; return 0; } |
Ответ:
В таблице A хранятся данные о количестве призеров олимпиады по программированию по 9-ти округам Москвы. Определите, что будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма, записанного на пяти языках программирования.
Бейсик | Python |
---|---|
DIM A(9) AS INTEGER DIM k, score AS INTEGER A(1) = 9: A(2) = 11 A(3) = 7: A(4) = 12 A(5) = 13: A(6) = 5 A(7) = 9: A(8) = 3 A(9) = 4 score = 0 FOR k = 1 TO 9 IF A(k) < 9 THEN score = score + A(k) ENDIF NEXT k PRINT score | A = [9, 11, 7, 12, 13, 5, 9, 3, 4] score = 0 for k in range (9): if A[k] < 9: score = score + A[k] print (score)
|
Паскаль | Алгоритмический язык |
Var k, score: integer; A: array[1..9] of integer; Begin A[1]:=9;A[2]:=11; A[3]:=7;A[4]:=12; A[5]:=13;A[6]:=5; A[7]:=9;A[8]:=3; A[9]:=4; score := 0; for k := 1 to 9 do if A[k] < 9 then begin score := score + A[k]; end; writeln(score); End.
| алг нач целтаб A[1:9] цел k, score A[1] := 9 A[2] := 11 A[3] := 7 A[4] := 12 A[5] := 13 A[6] := 5 A[7] := 9 A[8] := 3 A[9] := 4 score := 0 нц для k от 1 до 9 если A[k] < 9 то score := score + A[k] все кц вывод score кон |
С++ | |
#include <iostream> using namespace std; int main() { int A[9] = {9, 11, 7, 12, 13, 5, 9, 3, 4}; int score = 0; for (int k = 0; k < 9; k++) if (A[k] < 9) score = score + A[k]; cout << score; return 0; } |
Ответ:
На рисунке — схема дорог, связывающих города A, B, C, D, E, F, G. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город G?
Ответ:
Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования»:
Пункт назначения | Категория поезда | Время в пути | Вокзал |
---|---|---|---|
Балаково | скорый | 20:22 | Павелецкий |
Бийск | скорый | 61:11 | Казанский |
Бишкек | скорый | 121:20 | Казанский |
Благовещенск | пассажирский | 142:06 | Ярославский |
Брест | скорый | 14:19 | Белорусский |
Валуйки | фирменный | 14:57 | Курский |
Варна | скорый | 47:54 | Киевский |
Волгоград | скорый | 18:50 | Павелецкий |
Волгоград | скорый | 24:50 | Курский |
Воркута | скорый | 40:31 | Ярославский |
Воркута | пассажирский | 48:19 | Ярославский |
Гродно | скорый | 16:34 | Белорусский |
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию
(Категория поезда = «скорый») И (Время в пути < 40:00)?
В ответе укажите одно число — искомое количество записей.
Ответ:
Переведите число 41 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. В ответе напишите полученное число.
Ответ:
У исполнителя Квадратор две команды, которым присвоены номера:
1. возведи в квадрат
2. прибавь 1
Первая из них возводит число на экране во вторую степень, вторая — прибавляет к числу 1. Составьте алгоритм получения из числа 2 числа 27, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. В ответе запишите только номера команд. (Например, 11221 — это алгоритм: возведи в квадрат, возведи в квадрат, прибавь 1, прибавь 1, возведи в квадрат, который преобразует число 2 в 324.) Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Ответ:
Файл размером 2000 Кбайт передаётся через некоторое соединение в течение 1 минуты. Определите размер файла (в Кбайт), который можно передать через это соединение за 75 секунд. В ответе укажите одно число — размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.
Ответ:
Автомат получает на вход четырёхзначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам.
1. Вычисляются два числа — сумма первой и второй цифр и сумма третьей и четвёртой цифр заданного числа.
2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке невозрастания (без разделителей).
Пример. Исходное число: 2177. Поразрядные суммы: 3, 14. Результат: 143.
Определите, сколько из приведённых ниже чисел могут получиться в результате работы автомата.
1915 10 110 1516 1211 316 1519 116 1515
В ответе запишите только количество чисел.
Ответ:
Доступ к файлу teach.ru, находящемуся на сервере school.org, осуществляется по протоколу ftp. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
A) .ru
Б) :/
B) ftp
Г) /school
Д) /
Е) .org
Ж) teach
Ответ:
В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке убывания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц.
Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&».
Код | Запрос |
А | ХИМИЯ & ФИЗИКА |
Б | ИСТОРИЯ | ФИЗИКА |
В | ИСТОРИЯ & ХИМИЯ & ФИЗИКА |
Г | ИСТОРИЯ | ФИЗИКА | ХИМИЯ |
Ответ:
Ваня Иванов собирался полететь на каникулах на отдых и записал расписание перелётов из Москвы в разные города в виде таблицы. Ниже приведены первые пять строк таблицы.
А | B | C | |
---|---|---|---|
1 | Город | Страна | Примерное время в пути |
2 | Абакан | РОССИЯ | 4 |
3 | Абу-Даби | ОАЭ | 5 |
4 | Адлер | РОССИЯ | 2 |
5 | Акаба | ЕГИПЕТ | 5 |
Каждая строка таблицы содержит запись об одном маршруте перелёта. В столбце A записан город назначения, в столбце B — страна назначения; в столбце C — примерное время в пути. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 191 маршруту в алфавитном порядке.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Для какого количества городов расчётное время перелёта составляет более 5 часов? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку H2 таблицы.
2. Какой процент от всех 6-часовых перёлетов составляют 6-часовые перелёты в города России? Ответ на этот вопрос в виде целого числа нужно записать в ячейку H3 таблицы.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 15.1 или 15.2.
15.1 Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды — это команды-приказы:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «если», имеющим следующий вид:
если условие то
последовательность команд
все
Здесь условие — одна из команд проверки условия. Последовательность команд — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
нц пока условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц
Выполните задание.
На бесконечном поле имеется прямоугольник, ограниченный стенами. Длины сторон прямоугольника неизвестны. Робот находится внутри прямоугольника. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий верхние угловые клетки. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).
Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.
15.2 Напишите программу, которая в последовательности целых чисел определяет количество нечётных чисел, кратных 3. Программа получает на вход целые числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 — признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа по модулю не превышают 30 000. Программа должна вывести два числа: длину последовательности (завершающий 0 не учитывается) и количество нечётных чисел, кратных 3.
Пример работы программы:
Входные данные | Выходные данные |
4 6 15 180 0 | 4 1 |
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.