При выполнении заданий 1—6 выберите один из четырёх предлагаемых вариантов ответа. Ответом на задания 7—18 является число, последовательность букв или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель увидит результаты выполнения заданий части В и сможет оценить загруженные ответы к части С. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Времени прошло: | 0:00:00 |
Времени осталось: | 2.5:30:00 |
В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами.Определите размер следующего предложения в данной кодировке.
Я встретил вас — и всё былое в отжившем сердце ожило.
1) 53 байт
2) 848 бит
3) 424 байт
4) 106 бит
Ответ:
Для какого из приведённых значений числа X истинно высказывание: (X < 5) И НЕ (X < 4)?
1) 5
2) 2
3) 3
4) 4
Ответ:
Между населёнными пунктами A, B, C, D, E построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и C (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).
1) 6
2) 7
3) 8
4) 9
Ответ:
Пользователь работал с каталогом Последовательности. Сначала он поднялся на один уровень вверх, затем ещё раз поднялся на один уровень вверх, а потом спустился на один уровень вниз. В результате он оказался в каталоге
С:\Кружок\Естественнонаучный.
Запишите полный путь каталога, с которым пользователь начинал работу.
1) С:\Кружок\Математика\Последовательности
2) С:\Математика\Кружок\Последовательности
3) С:\Последовательности
4) С:\Естественнонаучный\Кружок\Последовательности
Ответ:
Дан фрагмент электронной таблицы:
A | B | C | D | |
---|---|---|---|---|
1 | 4 | 7 | 20 | |
2 | =A1*2 | =С1–3 | B1*2 | =D1/5 |
Какое из перечисленных ниже чисел должно быть записано в ячейке A1, чтобы построенная после выполнения вычислений круговая диаграмма по значениям диапазона ячеек A2:D2 соответствовала рисунку?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Ответ:
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b — целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается, если отрицательные — уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (1, 1), то команда Сместиться на (–2, 4) переместит Чертёжника в точку (–1, 5). Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3
Конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Сместиться на (–3, 1)
Повтори 2 раз
Сместиться на (1, 1) Сместиться на (−3, 2) Сместиться на (0,−4)
Конец
Какую единственную команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?
1) Сместиться на (4, 2)
2) Сместиться на (–4, –2)
3) Сместиться на (7, 1)
4) Сместиться на (–7, –1)
Ответ:
Ребята играли в разведчиков и закодировали сообщение придуманным шифром. В сообщении присутствуют только буквы из приведённого фрагмента кодовой таблицы.
С | М | А | О | Р | К |
ΛΩΩ | ΩΛ | ΩΩ | ΩΩΛ | ΛΩΛ | ΩΛΩ |
Определите, какое сообщение закодировано в строчке
ΛΩΛΩΩΛΩΛΩ
В ответе запишите последовательность букв без запятых и других знаков препинания.
Ответ:
В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «-», «*» и «/» — соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:
а := 6
b := 1
b := a/2*b
a := 2*а + 3*b
В ответе укажите одно целое число — значение переменной a.
Ответ:
Запишите значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на пяти языках программирования.
Бейсик | Python |
---|---|
DIM k, s AS INTEGER s = 0 FOR k = 7 TO 12 s = s + 11 NEXT k PRINT s | s = 0 for k in range(7,13): s = s + 11 print (s)
|
Паскаль | Алгоритмический язык |
var s,k: integer; begin s := 0; for k := 7 to 12 do s := s + 11; writeln(s); end.
| алг нач цел s, k s := 0 нц для k от 7 до 12 s := s + 11 кц вывод s кон |
С++ | |
#include <iostream> using namespace std; int main() { int s = 0; for (int k = 7; k <= 12; k++) s += 11; cout << s; return 0; } |
Ответ:
Садовник, работая в оранжерее ботанического сада, записывал в таблицу Flow количество видов растений, цветущих в текущем месяце. (Flow[1] — количество цветущих растений в январе, Flow[2] — в феврале и т. д.).
Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на пяти языках программирования.
Бейсик | Python |
---|---|
DIM Flow(12) AS INTEGER DIM k, m AS INTEGER Flow(1) = 25: Flow(2) = 33 Flow(3) = 45: Flow(4) = 56 Flow(5) = 78: Flow(6) = 112 Flow(7) = 120: Flow(8) = 133 Flow(9) = 97: Flow(10) = 77 Flow(11) = 59: Flow(12) = 34 m = 23 FOR k = 1 TO 12 IF Flow(k) < 50 THEN m = m + 1 ENDIF NEXT k PRINT m | Flow = [25, 33, 45, 56, 78, 112, 120, 133, 97, 77, 59, 34] m = 23 for k in range (12): if Flow[k] < 50: m = m + 1 print (m)
|
Паскаль | Алгоритмический язык |
Var k, m: integer; Flow: array[1..12] of integer; Begin Flow[1]:=25;Flow[2]:=33; Flow[3]:=45;Flow[4]:=56; Flow[5]:=78;Flow[6]:=112; Flow[7]:=120;Flow[8]:=133; Flow[9]:=97;Flow[10]:=77; Flow[11]:=59;Flow[12]:=34; m := 23; for k := 1 to 12 do if Flow[k] < 50 then begin m := m + 1; end; writeln(m); End.
| алг нач целтаб Flow[1:12] цел k, m Flow[1] := 25 Flow[2] := 33 Flow[3] := 45 Flow[4] := 56 Flow[5] := 78 Flow[6] := 112 Flow[7] := 120 Flow[8] := 133 Flow[9] := 97 Flow[10] := 77 Flow[11] := 59 Flow[12] := 34 m := 23 нц для k от 1 до 12 если Flow[k] < 50 то m := m + 1 все кц вывод m кон |
С++ | |
#include <iostream> using namespace std; int main() { int Flow[12] = {25, 33, 45, 56, 78, 112, 120, 133, 97, 77, 59, 34}; int m = 23; for (int k = 0; k < 12; k++) if (Flow[k] < 50) m = m + 1; cout << m; return 0; } |
Ответ:
На рисунке — схема дорог, связывающих города A, B, C, D, E, F, G. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город G?
Ответ:
Ниже в табличной форме представлен фрагмент базы данных «Отправление поездов дальнего следования»:
Пункт назначения | Категория поезда | Время в пути | Вокзал |
---|---|---|---|
Баку | скорый | 61:24 | Курский |
Балашов | пассажирский | 17:51 | Павелецкий |
Балашов | пассажирский | 16:57 | Павелецкий |
Балхаш | скорый | 78:45 | Казанский |
Берлин | скорый | 33:06 | Белорусский |
Брест | скорый | 14:47 | Белорусский |
Брест | скорый | 24:16 | Белорусский |
Брест | ускоренный | 17:53 | Белорусский |
Брест | пассажирский | 15:45 | Белорусский |
Брест | пассажирский | 15:45 | Белорусский |
Валуйки | фирменный | 14:57 | Курский |
Варна | скорый | 47:54 | Киевский |
Сколько записей в данном фрагменте удовлетворяют условию
(Категория поезда = «скорый») ИЛИ (Вокзал = «Белорусский»)?
В ответе укажите одно число — искомое количество записей.
Ответ:
Переведите число 147 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько нулей содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество значащих нулей.
Ответ:
У исполнителя Умножатор две команды, которым присвоены номера:
1. умножь на 3
2. прибавь 1
Первая из них увеличивает число на экране в 3 раза, вторая — прибавляет к числу 1. Составьте алгоритм получения из числа 2 числа 84, содержащий не более 5 команд. В ответе запишите только номера команд. В ответе запишите только номера команд. (Например, 12212 — это алгоритм: умножь на 3, прибавь 1, прибавь 1, умножь на 3, прибавь 1, который преобразует число 2 в 25.) Если таких алгоритмов более одного, то запишите любой из них.
Ответ:
Файл размером 2000 Кбайт передаётся через некоторое соединение в течение 1 минуты. Определите размер файла (в Кбайт), который можно передать через это соединение за 75 секунд. В ответе укажите одно число — размер файла в Кбайт. Единицы измерения писать не нужно.
Ответ:
Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она нечётна, то удаляется средний символ цепочки символов, а если чётна, то в конец цепочки добавляется буква С. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А — на Б, Б — на В и т. д., а Я — на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма.
Например, если исходной была цепочка ЛЕС, то результатом работы алгоритма будет цепочка МТ, а если исходной была цепочка ГОРА, то результатом работы алгоритма будет цепочка ДПСБТ.
Дана цепочка символов СТЕПЬ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т. е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм)? Русский алфавит: АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ.
Ответ:
Доступ к файлу rus.doc, находящемуся на сервере obr.org, осуществляется по протоколу https. Фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих букв, кодирующую адрес указанного файла в сети Интернет.
А) obr.
Б) /
В) org
Г) ://
Д) doc
Е) rus.
Ж) https
Ответ:
В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц.
Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&».
Код | Запрос |
А | Книга | Журнал | Буклет |
Б | (Книга & Журнал) |Буклет |
В | Книга & Журнал & Буклет |
Г | (Книга |Журнал) & Буклет |
Ответ:
В электронную таблицу занесли результаты тестирования учащихся по географии и информатике. Вот первые строки получившейся таблицы:
A | B | C | D | |
---|---|---|---|---|
1 | Ученик | Школа | География | Информатика |
2 | Лиштаев Евгений | 1 | 81 | 79 |
3 | Будин Сергей | 2 | 63 | 90 |
4 | Христич Анна | 6 | 62 | 69 |
5 | Иванов Данила | 7 | 63 | 74 |
6 | Глотова Анастасия | 4 | 50 | 66 |
7 | Лещенко Владислав | 1 | 60 | 50 |
В столбце А указаны фамилия и имя учащегося; в столбце В — номер школы учащегося; в столбцах С, D — баллы, полученные, соответственно, по географии и информатике. По каждому предмету можно было набрать от 0 до 100 баллов. Всего в электронную таблицу были занесены данные по 272 учащимся. Порядок записей в таблице произвольный.
Выполните задание.
Откройте файл с данной электронной таблицей (расположение файла Вам сообщат организаторы экзамена). На основании данных, содержащихся в этой таблице, ответьте на два вопроса.
1. Сколько учащихся школы № 2 набрали по информатике больше баллов, чем по географии? Ответ на этот вопрос запишите в ячейку F3 таблицы.
2. Сколько процентов от общего числа участников составили ученики, получившие по географии больше 50 баллов? Ответ с точностью до одного знака после запятой запишите в ячейку F5 таблицы.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 20.1 или 20.2.
20.1 Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может. У Робота есть девять команд. Четыре команды — это команды-приказы:
вверх вниз влево вправо
При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑ вниз ↓, влево ← , вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.
Ещё четыре команды — это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:
сверху свободно снизу свободно слева свободно справа свободно
Эти команды можно использовать вместе с условием «если», имеющим следующий вид:
если условие то
последовательность команд
все
Здесь условие — одна из команд проверки условия. Последовательность команд — это одна или несколько любых команд-приказов. Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки, и закрашивания клетки можно использовать такой алгоритм:
если справа свободно то
вправо
закрасить
все
В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:
если (справа свободно) и (не снизу свободно) то
вправо
все
Для повторения последовательности команд можно использовать цикл «пока», имеющий следующий вид:
нц пока условие
последовательность команд
кц
Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:
нц пока справа свободно
вправо
кц
Выполните задание.
На бесконечном поле имеется стена, длины отрезков стены неизвестны. Стена состоит из 3 последовательных отрезков: вправо, вниз, вправо, все отрезки неизвестной длины. Робот находится в клетке, расположенной сверху левого конца первого отрезка. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).
Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные правее второго отрезка и над третьим. Проходы должны остаться незакрашенными. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).
При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться, выполнение алгоритма должно завершиться. Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для любого допустимого расположения стен и любого расположения и размера проходов внутри стен. Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе. Сохраните алгоритм в текстовом файле.
20.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество всех чётных чисел, кратных 5. Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 — признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: количество всех чётных чисел, кратных 5.
Пример работы программы:
Входные данные | Выходные данные |
10 14 50 25 17 0 | 2 |
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Времени прошло: | 0:00:00 |
Времени осталось: | 2.5:30:00 |