СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Информатика
информатика
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 15 № 1253

Выберите ОДНО из предложенных ниже заданий: 15.1 или 15.2.

 

15.1 Исполнитель Робот умеет перемещаться по лабиринту, начерченному на плоскости, разбитой на клетки. Между соседними (по сторонам) клетками может стоять стена, через которую Робот пройти не может.

У Робота есть девять команд. Четыре команды – это команды-приказы:

 

вверх   вниз   влево   вправо

 

При выполнении любой из этих команд Робот перемещается на одну клетку соответственно: вверх ↑, вниз ↓, влево ←, вправо →. Если Робот получит команду передвижения сквозь стену, то он разрушится. Также у Робота есть команда закрасить, при которой закрашивается клетка, в которой Робот находится в настоящий момент.

Ещё четыре команды – это команды проверки условий. Эти команды проверяют, свободен ли путь для Робота в каждом из четырёх возможных направлений:

 

сверху свободно   снизу свободно   слева свободно   справа свободно

 

Эти команды можно использовать вместе с условием «eсли», имеющим следующий вид:

если условие то

последовательность команд

все

Здесь условие – одна из команд проверки условия.

Последовательность команд — это одна или несколько любых команд-приказов.

Например, для передвижения на одну клетку вправо, если справа нет стенки и закрашивания клетки, можно использовать такой алгоритм:

если справа свободно то

вправо

закрасить

все

В одном условии можно использовать несколько команд проверки условий, применяя логические связки и, или, не, например:

если (справа свободно) и (не снизу свободно) то

вправо

все

Для повторения последовательности команд можно использовать цикл

«пока», имеющий следующий вид:

нц пока условие

последовательность команд

кц

 

Например, для движения вправо, пока это возможно, можно использовать следующий алгоритм:

 

нц пока справа свободно

вправо

кц

 

Выполните задание.

 

На бесконечном поле имеется стена. Стена состоит из трёх последовательных отрезков: вправо, вниз, вправо, все отрезки неизвестной длины. Робот находится в клетке, расположенной непосредственно сверху левого конца

первого отрезка. На рисунке указан один из возможных способов расположения стен и Робота (Робот обозначен буквой «Р»).

 

Напишите для Робота алгоритм, закрашивающий все клетки, расположенные непосредственно правее второго отрезка и над третьим. Робот должен закрасить только клетки, удовлетворяющие данному условию. Например, для приведённого выше рисунка Робот должен закрасить следующие клетки (см. рисунок).

 

 

Конечное расположение Робота может быть произвольным. Алгоритм должен решать задачу для произвольного размера поля и любого допустимого расположения стен внутри прямоугольного поля. При исполнении алгоритма Робот не должен разрушиться.

 

Алгоритм может быть выполнен в среде формального исполнителя или записан в текстовом редакторе.

 

 

 

 

 

 

 

15.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел находит среднее арифметическое чисел, кратных 8, или сообщает, что таких чисел нет (выводит «NO»). Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно,последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность).

Количество чисел не превышает 100. Введённые числа не превышают 300. Программа должна вывести среднее арифметическое чисел, кратных 8, или вывести «NO», если таких чисел нет. Значение выводить с точностью до десятых.

 

Пример работы программы:

 

Входные данныеВыходные данные

8

122

64

16

0

29,3

111

1

0

NO

Решение.

15.1 Команды исполнителя будем записывать жирным шрифтом, а комментарии, поясняющие алгоритм и не являющиеся его частью, – курсивом. Начало комментария будем обозначать символом «|».

| Двигаемся вправо вдоль верхней горизонтальной стены пока она не закончится

нц пока не (снизу свободно)

    вправо

кц

| Двигаемся вниз вдоль вертикальной стены и красим клетки

нц пока снизу свободно

    вниз

    закрасить

кц

| Двигаемся вправо вдоль горизонтальной стены и красим клетки

нц пока не (снизу свободно)

    закрасить

    вправо

кц

 

15.2 Решением является программа, записанная на любом языке программирования. Пример верного решения, записанного на языке Паскаль:

var a, s, n: integer;

begin

    s:=0; n:=0;

    readln(a);

    while a<>0 do begin

        if (a mod 8 = 0) then

            begin

                s := s + a;

                n := n + 1;

            end;

        readln(a); end;

    if n > 0 then writeln(s/n :5:1)

        else writeln(’NO’);

end.

 

Возможны и другие варианты решения. Для проверки правильности работы программы необходимо использовать

следующие тесты:

 

Входные данныеВыходные данные
1

2

222

0

NO
2

16

0

16.0

316

32

64

8

8

5

0

25.6